Снежная буря, обрушившаяся на Иерусалим в последние часы, остановила движение транспорта и прервала занятия в школах. В некоторых районах прекратилась подача электричества, и аварийные команды Электрической компании Израиля с трудом пробиваются сквозь засыпанные снегом трассы.
Запорошенные снегом главные дороги, ведущие в столицу, оказались полностью перекрыты. В десятый день холодного зимнего месяца тевет непогода осадила Иерусалим подобно тому, как, согласно традиции, 2601 год тому назад это сделал безжалостный вавилонский царь Навуходоносор.
Вавилонская осада закончилась разрушением Иерусалимского Храма, сожжением города и угоном в рабство жителей Иудеи. Трагические события тех дней вошли в еврейскую традицию в качестве траурной даты десятого тевета, одного из четырех коротких постов, начинающихся на заре, с первыми лучами солнца, и заканчивающихся с появлением звезд.
Нынешняя снежная блокада города, надо надеяться, закончится без трагических последствий. А вообще, эти холодные дни начала зимы тесно переплелись с долгой и драматичной историей Иерусалима.
В эти же дни в 627 году войска византийского императора Ираклия I победили под древней Ниневией армию персидского царя Хосрова II. Битва оказалась решающей в долгой византийско-персидской войне. Под власть Ираклия перешел весь Ближний Восток и в том числе Иерусалим, куда император вернул одну из главных христианских святынь, захваченную прежде Хосровом, - крест, на котором, согласно христианской традиции, был распят Иисус. Под давлением местных христиан Ираклий предал помогавших ему иерусалимских евреев, и взятие города завершилось еврейским погромом.
А 96 лет назад, 9 декабря 1917 года, Иерусалим был сдан британцам турками без единого выстрела. Захват города, а точнее церемония "передачи ключей", произошел при довольно забавных обстоятельствах.
Весной 1917 года, после двух неудачных британских попыток прорвать турецкую линию обороны, протянувшуюся от Газы до Беэр-Шевы, премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж назначил командующим британскими силами в Египте и Палестине кавалерийского военачальника генерала Эдмунда Алленби, заслужившего за взрывной характер и тяжелую руку прозвище "Бык".
Первая мировая война подходила к концу, и британский премьер понимал, что времени у Британии остается не так уж много. Наделяя Алленби полномочиями, Ллойд Джордж поставил генералу задачу "взять Иерусалим до Рождества", обещав любое подкрепление, какое только понадобится.
В конце октября Алленби внезапной атакой на Беэр-Шеву опрокинул турецкую армию и начал наступление на север. В ноябре между нынешними Гедерой и Реховотом состоялось еще одно сражение. Британские войска вновь разгромили турок, предрешив исход боев за Палестину.
Османскими войсками командовал немецкий генерал Эрих фон Фалькенхайн, возглавлявший в начале Первой мировой войны германский генеральный штаб. Он предпринял серию атак на позиции британцев, создав ряд укреплений вокруг Иерусалима. В ответ Алленби перегруппировал свои войска и отправил на взятие города 20-й корпус генерала Филипа Четвуда. В боях 8 декабря британцы отбили у турок южные подступы к городу. После неудачной турецкой контратаки османская армия отступила из Иерусалима в Шхем и Иерихон, сдав еврейскую столицу без боя. Бегство турок было столь стремительным, что британцы даже не успели узнать об отступлении врага.
Подступив к городу, войска Алленби разбили лагерь и приготовились к штурму. Командир одной из частей отправил двух полковых поваров-сержантов в соседнюю деревню с целью закупки яиц. То ли погода подвела, то ли солдаты оказались на редкость безалаберными, только вместо близлежащий деревни повара, заболтавшись, неожиданно подошли к Иерусалиму, дойдя до места, где теперь расположен квартал Ромема.
В отличие от беспечных солдат, жители города в напряжении и страхе готовились к штурму. Весть о приближающихся британских солдатах в форме и с оружием мгновенно пронеслась по Иерусалиму.
Старейшины во главе с мэром и начальником полиции поспешили навстречу завоевателям с намерением просить о пощаде и милости. Перед испуганными сержантами, сообразившими наконец, что деревня осталась где-то сзади и лучше было бы как можно скорее вернуться в лагерь, внезапно возникла группа иерусалимцев с большим самодельным белым флагом.
В ответ на вопрос, где можно было купить несколько корзин яиц, местные жители начали восхвалять безудержную храбрость английских воинов, припоминать их великую милость и заверять в своей бесконечной лояльности. Ошалевшие от столь неожиданного приема повара так и были запечатлены в окружении "отцов города" на фотографии, представлявшей сдачу Иерусалима британской армии.
Через два дня генерал Алленби во главе парадной колонны въехал в город. У Яффских ворот полководец спрыгнул с коня и вступил в Иерусалим пешком, отдав таким образом дань святости вечного города.
Эдмунд Алленби стал первым христианином, овладевшим Иерусалимом после нескольких столетий мусульманского владычества. Ллойд Джордж назвал эту победу "рождественским подарком британскому народу". Вступление в Иерусалим стало большой моральной победой Британской империи.
Жители города, в большинстве евреи и христиане, радостно встречали англичан - освободителей от жестокой турецкой власти. До освобождения Храмовой горы и объединения Иерусалима израильской армией оставалось еще полвека.
Читайте также
Александр Непомнящий