Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Тема для импровизации. Интервью с джазовым пианистом Монти Александером

Монти Александер играет джаз уже полвека - с детских лет, играет всегда с непреходящей любовью к музыке.

29.12.2013
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

Читайте также

17 января замечательный американский джазист Монти Александер даст первый концерт цикла "Джаз в Мишкане " в Тель-Авивском центре сценических искусств. Накануне, 16 января, он проведет мастер-класс для школьников, изучающих джаз и музыку. В день концерта, за час до начала выступления Монти Александера, ученики тель-авивской школы искусств "Тельма Елин" будут играть джаз в фойе Оперы. А пока что интервью с тем, про кого Фрэнк Синатра сказал "этот парень подобен взрывчатке". Монти Александер играет джаз уже полвека - с детских лет, играет всегда с непреходящей любовью к музыке. Как это получается - свежая любовь уже пять десятков лет? Все из детства… Что повлияло на Монти в детстве? - это и есть наш первый вопрос.

- Стиль джазовой игры часто возникает под влиянием других музыкантов. Вы не раз упоминали, что выросли под влиянием музыки Луи Армстронга и Нэта Кинга Коула. И на кого успели повлиять вы сами?

- 12-летним мальчиком я впервые услышал этих великих музыкантов. Это было откровением. Но этот "удар", их музыка точно вплелись и в мелодии моей родины - Ямайки, и в звучащую дома классическую музыку, и в американские популярные песни и блюз, которые я все время слушал по радио. Блюз вместе с джазом передавали радиостанции из Нового Орлеана. Я решил, что буду джазменом, когда в 50-е попал на концерт Луи Армстронга. Хотя на Ямайке был известен не только Армстронг, но и Сонни Роллинс, Уинтон Келли, кларнетист Дюка Эллингтона Джимми Хэмилтон - они были моими кумирами. А что касается меня нынешнего - не думаю, что я на кого-то повлиял напрямую, но надеюсь что мой стиль и манера игры, сочетание джаза и реггей стали частью мэйнстрима и привлекают молодых музыкантов. Посмотрим, что они мне скажут на мастер-классе в Тель-Авиве. Мне это не менее интересно, чем то, что я им скажу.

- Вы выступаете в Израиле в самом, пожалуй, престижном зале. А вот молодежь играет исключительно в небольших клубах. Джазовые клубы - это неизбежная веха в карьере музыканта?

- Я думаю, что молодому музыканту как раз стоит играть в барах и клубах. Выступление даже перед небольшой аудиторией развивает талант. А камерная обстановка способствует тому, чтобы прочувствовать слушателей, впитать эмоции и настроение зала. Это необходимо - дистанцироваться от мнения любителей музыки невозможно даже в наглухо изолированной студии. Сначала выступаешь перед парой-тройкой своих соучеников, потом - перед 50 слушателями, затем - перед 500, а потом запираешься один на один с фортепьяно в студии. Надо пройти все этапы.

- Часто ли вы сталкиваетесь в нью-йоркских джаз-клубах с израильскими музыкантами?

- Я встречался с израильскими музыкантами в Нью-Йорке. Играл с Йотамом Зильберштейном, Тамиром Гендельманом и Анат Коэн - это чрезвычайно талантливые люди (кларнетистка Анат Коэн будет играть с "Трио Коэн" в составе джазового секстета в рамках цикла "Джаз в Мишкане" 20 июня 2014 года - М.Х.). В Нью-Йорке очень много израильских музыкантов - кто-то приезжает на пару лет, кто-то задерживается надолго. Кстати, в Нью-Йорке я начинал с клуба Jilly's. Сейчас в этом здании - русский ресторан "Самовар".

- В Тель-Авиве вы выступаете со своим трио - с контрабасистом Дезроном Дугласом и ударником Обэдом Кальваяром. Какой состав трио для вас предпочтительнее - фортепьяно, гитара и контрабас или фортепьяно, ударные и контрабас?

- Однозначно предпочитаю ударные гитаре, и куда больше я люблю выступать с трио, состоящем из фортепиано, контрабаса и барабанов.

- Ваша первая пластинка 1965 года вышла под названием "Alexander The Great" и сразу вызвала интерес. Как бы вы назвали ваш дебютный диск сегодня - через 50 лет?

- Это был мой первый альбом в США - он вышел в Лос-Анджелесе. До этого я записывал музыку на Ямайке. Мне было 20 лет, и я еще только учился быть музыкантом в мире коммерции. Впрочем, так же, как и сейчас - я все еще учусь. Название "Alexander the Great" придумал не я, а менеджер компании звукозаписи. Сегодня я назвал бы этот альбом более проще, более открыто "Перед вами - Монти Александер"... С тех пор вышло много десятков моих дисков - сольных и в ансамблях - и все, поверьте, с другими названиями.

- Вы работаете с исполнителями стиля world music?  - Недавно я участвовал в фестивале джаза в Монтрё в Швейцарии и выступал с популярной африканской певицей Анжеликой Киджо, родом из Бенина, живущей сейчас между Парижем и Нью-Йорком. Это был особенный вечер в честь 50-летия компании Island Records Криса Блэквелла, которая, кстати, была основана на Ямайке, а позже переехала в Лондон. В этой компании выходили диски Боба Марли, Боба Дилана, мои и Анжелики Киджо Я крайне редко выступаю с этническими вокалистами, просто редко - с джазовыми певцами. Но мне посчастливилось выступать вместе с Франком Синатрой, с Эллой Фитцджеральд и Сарой Вон, а в 70-е годы я записывался с Тони Беннеттом - но он, скорее, эстрадный исполнитель. Мне не всегда просто выступать с вокалистами - я учу все наизусть и практически на слух. Я ведь учился играть по нотам всего года четыре в раннем детстве.

- Ваш концерт пройдет в Израиле в оперном зале, на сцене которого обычно исполняется классическая музыка. Так что вопрос о связи джаза и классики неизбежен, тем более, что вы получили академическое музыкальное образование. Должен ли каждый джазовый музыкант отыграть свою порцию этюдов Шопена?

- Не существует свода четких писаных правил того, как стать джазовым музыкантом. Классическая музыка и академический подход к обучению - это прекрасный путь оттачивания техники игры, музыкального мастерства. Конечно, джазовые музыканты заимствовали из классической музыки гармонии и определенные настроения, но классика - далеко не единственный источник вдохновения. Любой музыкант, в том числе и джазовый, ищут вдохновения во всем. Все может стать темой для импровизации. А вообще главное для меня в джазе - the feeling of blues.

- Вы играете джаз пятьдесят лет. Как такое возможно - полвека в одном жанре? Любовь действительно может быть вечной?

- Я не воспринимаю джаз, как нечто строго определенное, как некую закостеневшую категорию. Я играю то, что слышу и чувствую, играю для своей аудитории. Я воспринимаю сам себя как музыканта вообще, а не только как джазиста. Использую в своей музыке все, что на меня влияет, разные стили, разные времена. Для меня музыка - это не работа, а огромное наслаждение. Так что, моя любовь к музыке - вечна.

Сайт Монти Александера - http://montyalexander.com/

В двух других концертах цикла "Джаз в Мишкане" сезона 2014 года выступят вокалистка Лиз Райт (28 февраля 2014 года) и "Трио Коэн" в составе джазового секстета (20 июня 2014 года).

"Джаз в Мишкане". Монти Александер и его трио (Дезрон Дуглас - контрабас, Обэд Кальваяр - ударные). 17 января 2014, пятница, 22.00.

Билеты можно заказать здесь или по телефону: 03-522-18-03

Маша Хинич

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке