В Израиле оплакивают бывшего премьер-министра Ариэля Шарона. Он умер днем в субботу 11 января после восьми лет глубокой комы. По словам врачей медицинского центра "Шиба" (Тель-ха-Шомер) Шарон боролся как лев, до самой последней секунды.
В воскресенье гроб с телом Шарона выставлен в кнессете. Ожидается, что проститься с генералом и политиком придут тысячи израильтян.
А уже в понедельник в 14:30 по местному времени тело Шарона будет предано земле рядом с могилой его жены Лили в "Хават ха-Шикмим" на юге Израиля.
Страна без премьера
День 4 января 2006 года, когда премьер-министра Израиля сразил инсульт, тогдашний секретарь правительства Исраэль Маймон помнит в деталях.
"После обеда мы общались по телефону и обсуждали предстоящую встречу с начальником Генштаба, - вспоминает Маймон. - Уже тогда мне сильно не понравилась его речь, он путался в словах и сильно заговаривался".
Не понравилась речь Шарона и его личному врачу профессору Шломо Сегеву. Последний решил, что будет правильно немедленно отправить премьера в больницу.
Дорога в иерусалимскую клинику "Хадаса Эйн-Карем" заняла больше часа. Подъезжая к главному входу, Шарон неожиданно потерял сознание.
Позже вечером врачи объявят, что пациент впал в кому, и не поможет даже срочная операция. Кровоизлияние в мозг оказалось настолько сильным, что о шансах говорить никто не хотел.
"В 23:10 я позвонил юридическому советнику правительства Мени Мазузу и вице-премьеру Эхуду Ольмерту, - вспоминает Маймон. - С юридической точки зрения было ясно, что Шарон не может больше выполнять обязанности премьер-министра".
В тот же вечер Эхуд Ольмерт официально возглавил правительство Израиля, правда с приставкой "и.о.", от которой он освободится лишь после победы партии "Кадима" на выборах в марте 2006 года. Три с лишним месяца кресло Шарона в зале заседаний правительства будет оставаться пустым. Ольмерт решится сесть в него только после формирования уже своего кабинета министров.
"Я не скажу, что меня удивило сообщение о смерти Арика, ведь морально мы уже были к этому готовы, - заявил в субботу Ольмерт. - Шквал воспоминаний окутал меня сегодня, в том числе о нашей последней встрече за несколько часов до повторного инсульта".
По совпадению, она как раз была посвящена премьерским полномочиям, которые предстояло принять Эхуду Ольмерту - правда, лишь на несколько часов.
Дело в том, что на 5 января 2006 года у Шарона, который месяцем ранее перенес микроинсульт, была запланирована операция по шунтированию сосудов. В канцелярии премьер-министра даже успели сообщить Ольмерту, в какие именно часы он будет формально возглавлять правительство Израиля.
Врачи по-русски
В середине 2006 года после нескольких операций Ариэля Шарона перевели из Иерусалима в реабилитационное отделение больницы "Шиба" (Тель-ха-Шомер), что недалеко от Тель-Авива.
Все эти годы за ним ежедневно ухаживал постоянный медперсонал. В основном, это были выходцы из бывшего СССР, по словам которых, Шарон очень часто их удивлял.
"Однажды по просьбе сыновей я поставила рядом с его кроватью портрет покойной супруги Лили, - вспоминает медсестра Марина Лифшиц. - Через несколько минут я увидела, как из глаза Арика потекла слеза".
К своему пациенту была сильно привязана еще одна русскоязычная медсестра, Полина Розенберг. По ее словам, каждый четверг она включала в палате Шарона трансляцию баскетбольного мачта с участием тель-авивского клуба "Маккаби". Шарон очень сильно любил баскетбол и даже дружил с тогдашним тренером клуба Пини Гершоном.
"Мы видели, что он не неравнодушен к баскетболу, мне кажется, что он нас хорошо слышал и даже понимал", - говорит Полина.
Не верила в стопроцентную кому Шарона и его лечащий врач, доктор Марина Гершман. В многочисленных интервью израильским СМИ она говорила, что Шарон неоднократно открывал глаза и реагировал на окружающих. При этом шансов на выздоровление у него практически не было.
Удивил всех
О резком ухудшении состояния бывшего премьера стало известно 1 января. Поползли слухи, что Шарону осталось жить считанные часы.
В больницу "Шиба" тут же прибыли представители многочисленных СМИ, в том числе зарубежных. Съемочные группы дежурили там круглосуточно в ожидании печального сообщения.
Однако, по словам главврача больницы профессора Зеэва Ротштейна, Шарон удивил всех, и прежде всего лечащих врачей. Несмотря на отказ почек и печени, сердце Шарона продолжало биться.
"Состояние Ариэля Шарона остается критическим и существует немедленная угроза его жизни", - с такими одинаковыми заявлениями представители клиники выступали на протяжении последней недели.
Все это время в палату к Шарону приходили друзья, близкие, бывшие коллеги. Приходили, чтобы попрощаться.
Вечером в пятницу в "Шибу" приехал экс-глава Моссада Меир Даган, который служил вместе с Шароном в знаменитом антитеррористическом подразделении "101".
"Отец сам решил, когда ему лучше уйти от нас, - заявил днем в субботу сын покойного Гилад Шарон. - От имени всей семьи я хочу выразить благодарность медперсоналу больницы за работу, которую они делали все эти годы".
В понедельник целая страна будет прощаться с одним из своих лучших сыновей. Человеком, который, по мнению многих, не просто вошел в историю, а изменил ее ход.
"Ты любил свой народ, а народ любил тебя, - сказал на прощание президент Израиля Шимон Перес. - Арик, мне тебя будет сильно не хватать".
Читайте также
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
- Долги в России, переезд в Израиль: как живет сестра Марка Эйдельштейна
- Израильтяне устремились в Таиланд
Евгений Сова