Про женское белье сегодня трудно сказать "нижнее". Мода последних лет сняла, может быть, не все, но очень многие покровы с этой тайны, "легализовала" белье, используя для этого свитера и кофты с глубокими вырезами и низкие джинсы. Лифчики за это время превратились из потайной и сугубо прагматичной детали туалета в настоящие произведения искусства. Теперь им больше пристало гордое имя бюстгальтер, а вид их таков, что даже самым большим скромницам очень трудно удержаться от соблазна продемонстрировать их миру.
При этом основную задачу нижнего белья - "выстраивать" женскую фигуру, создавать силуэт, никто не отменял. Требования только растут, поэтому белье теперь создается с использованием ударного количества высоких технологий и новейших материалов. Разработка новых коллекций сегодня - это симбиоз усилий технологов, дизайнеров, стилистов. А еще нужен человек, который будет управлять процессом. Тот, кто обладает не только опытом и знаниями, но и чутьем, развитой интуицией, позволяющей угадать, что завладеет вниманием избалованных покупательниц.
В одной из старейших компаний на рынке нижнего белья, французском торговом доме Lejaby, чья история насчитывает 130 лет, в этой роли выступает креативный директор Колетт Кандела. Сотрудники приходят и уходят, даже владельцы компании меняются, а она остается. Кандела в Maison Lejaby уже 42 года и именно она решает, какими будут новые коллекции. Прежние владельцы пытались спорить, настаивали, что нужны недорогие массовые модели и проиграли в конкурентной борьбе со множеством других фирм, сражающихся за ту же нишу. Новый владелец, Ален Прост, дал Канделе карт-бланш, и она переориентировала компанию на элитное белье - made in France, ручная работа. Судя по финансовым отчетам, решение было верным.
Maison Lejaby не упрекнешь в консерватизме. Кандела рассказывает, что в 60-е компания, которая тогда еще не была торговым домом, а называлась просто Lejaby, получила на 2 года эксклюзивное право на использование нового материала - лайкры. Кстати, тогда же фирмы стали продавать комплекты - трусики плюс лифчик, это казалось очень необычным. Не меньшим сюрпризом для покупательниц в следующем десятилетии стало появление на прилавках цветного белья - знаменитой линии Liberty от Lejaby.
В начале 90-х революционный прорыв был совершен с помощью микроволокна (ткань из полимеров с толщиной волокон в несколько микрометров). В середине 90-х Lejaby выпускает на рынок бюстгальтеры Nuage ("облако" по-французски), мягкие, комфортные, но, в то же время, безукоризненно держащие форму. Лайкра тоже использовалась при их производстве, что придавало им нужную эластичность. Самый простой бюстгальтер Nuage (они производятся до сих пор) делается из 50 деталей, в его производстве используются 12 материалов, а сам производственный процесс состоит из 20 этапов. Зато он в принципе не деформируется, приподнимает и надежно держит большую грудь. По словам Колетт, хотя женщины испытывают определенное недоверие к новым материалам, только за первый год было продано около полумиллиона "облачных" бюстгальтеров, а за 20 лет - 15 миллионов.
Современность в Lejaby идет в ногу с милой архаикой - все эскизы новых коллекций до сих пор рисуются вручную, без использования компьютерных программ. И шьются образцы тоже на обычной швейной машинке. Их созданию предшествует разработка "легенды". Скажем, в прошлом году российские fashion-издания много писали про коллекцию Orient-Express, название которой дал "Восточный экспресс", знаменитый поезд класса "люкс", курсирующий между Парижем и Стамбулом, описанный в книгах и снятый в фильмах. Это название вызывает у всех, кто хотя бы шапочно знаком с европейской культурой, целый ворох ассоциаций. Это эпоха и стиль жизни. Это джаз, Париж 20-х годов. А до этого Maison Lejaby пригласил к сотрудничеству танцовщиц известного во всем мире кабаре Lido, которые выступили в качестве моделей на Парижской неделе моды. И снова у зрителей возник определенный настрой, и они приняли коллекцию "с распростертыми объятиями".
В работе над новыми линиями помогают архивы. Не все, что было создано за долгую историю фирмы, уцелело, но многое было сохранено - по меньшей мере, с 30-х годов прошлого века. А с тех пор, как Кандела заняла свой пост, в архив поступают все модели всех линий каждой из коллекций. Старые - не значит плохие, идеи модельеров прежних лет уже не раз помогали нынешним, и наверняка помогут еще - в 2015 году Lejaby продолжает тему ретро.
Каждый год компания разрабатывает две коллекции - осень-зима и весна-лето. Состоят они обычно из трех линий, сегодня это массовая Main, Couture с гордым подзаголовком French luxury - французская роскошь, и Elixir - большие размеры. Правда, в Couture тоже стали появляться модели размера D и даже DD, так что со временем необходимость в специальной линии может отпасть.
Вызвано это тем, что женская грудь увеличивается в размерах. Этот процесс, к радости мужского населения планеты, идет медленно, но неотвратимо. В Lejaby еще в 2005 году обратили внимание на то, что покупательницы бюстгальтеров больших размеров "помолодели". Было принято решение создать для них современную линию сексуального белья. Тогда обычным размером у молодой женщины еще был 75 B. Сегодня во Франции и России это 75 C и даже 75 D, а в Израиле - от 80 C до 80 D.
Колетт Кандела говорит, что когда коллекция подготовлена на уровне концепции, она начинает долгий поиск тканей и кружев. Речь идет только о фактуре, рисунок - отдельная история, его будут создавать на заказ, специально для Lejaby. Это ответственная работа, которую не поручают людям с улицы. Скажем, в коллекции весна-лето 2015 будут использованы рисунки, разработанные дизайнерами компании Hermes. В целом, работа над новой коллекцией - от момента, когда начинается обсуждение "легенды" до появления бюстгальтера в магазине, занимает от 15 до 18 месяцев.
Не всегда удается найти нужную материю сразу - так, для купальных костюмов-2015 пришлось долго искать кружева, которые смогут выдержать долгое пребывание на солнце и в соленой воде. В этом деле Кандела полагается не на интуицию, а на холодный расчет - все ткани обязательно проходят экспертизу, во время которой их подвергают всевозможным испытаниям (скажем, имитируют многократную стирку), а потом выдают заключение специалистов.
Проблема несколько неожиданного рода, о которой рассказала Колетт - сложность деталей, использованных для купальников новой коллекции, оказалась такова, что их нельзя было просто наштамповать. В результате было принято решение прибегнуть к новейшей технологии 3D-печати.
Трехмерному принтеру на изготовление одного украшения нужно 22 часа, но в Lejaby уверены, что овчинка стоит выделки. Фирма-производитель сумок с мировым именем Louis Vuitton пошла таким же путем - ее заказ размещен на том же предприятии. А вот со Swarovski сотрудничество длится уже много лет и во Франции самый крупный клиент этой компании - не кто-нибудь, а Lejaby.