Ханна Муниц: "Наш фестиваль - это оперный старт-ап"
Фото: israel-opera.co.il
Ханна Муниц: "Наш фестиваль - это оперный старт-ап"

Следующий - 30-й год существования Новой Израильской оперы - юбилейный. Репертуар 30- го сезона уже объявлен. А пока что осталось совсем немного до грандиозного завершения 29-го сезона - Фестиваля Оперы на Масаде на Мертвом море, в программу которого включены 4 спектакля "Травиаты", выступление Израильского Филармонического оркестра, представление "Проект Идана Райхеля" и "Уик-энд Моцарта" в Акко. Предлагаем вам интервью с Ханной Муниц - генеральным директором Израильской Оперы. 

- Ханна! Фестиваль - это предшественник юбилея?

- Это знак того, что Опера повзрослела. Опера пришла к тому, что оказалась в состоянии провести фестиваль такого размаха. То, что мы возвращаемся на Масаду после прошлогоднего перерыва - это признак нашей зрелости. В следующем сезоне на Масаде будут исполняться "Тоска" и "Кармина Бурана", а пока что полным ходом идет подготовка к постановке в пустыне "Травиаты" и организации концертов Филармонического оркестра и Идана Райхеля. Все это очень непросто, сложно со всех точек зрения - в первую очередь невероятно сложна логистика Фестиваля. 

- В фестивале участвуют разные оркестры и музыканты - но он остается именно оперным фестивалем?

- Точнее - фестивалем Израильской оперы. Вся инициатива исходит от нас, программа фестиваля составлена Оперой, маркетингом и организацией, логистикой и продажей билетов занимается Опера. Филармония и Идан Райхель - наши гости в этом проекте. Без взаимного сотрудничества они бы не смогли сами осуществить такое грандиозное мероприятие. Именно Опера занимается всем, что связано с фестивалем. Абсолютно всем - от строительных работ до приглашения зарубежных солистов, целом комплексом мер от инфраструктуры до продюсерских вопросов. Несмотря на то, что в прошлом году фестиваль не проходил, уже в следующем году мы собираемся его расширить и продолжать каждый год. 

- Вы еще в начале пути, но зарубежная пресса сравнивает ваш фестиваль с ведущими оперными фестивалями в мире - такими, как Арена Ди Верона в Италии.

- Мы уже успели очень много, а начали ведь только в 2010-м году.

Фестиваль на Масаде успел за кратчайший срок завоевать репутацию и международное признание. Это прекрасно, хотя я сама не перестаю этому удивляться. Сразу после того, как в 2010-м году мы впервые поставили на Масаде "Набукко", о фестивале начали говорить, как о неком израильском чуде, израильском старт-апе. Наш оперный старт-ап развивается. В этом году я встречалась с руководителем фестиваля в Вероне, и мы обсуждали возможное сотрудничество. Именно он назвал фестиваль на Масаде и фестиваль в Вероне - одними из самых больших и значимых в мире. Я не поверила тому, что такое лестное сравнение исходит именно от него. Это и есть признак нашего признания, взросления. В мире немало прекрасных оперных фестивалей - в Зальцбурге, Байрете, в Сполето, Брегенце, Санта Фе. Мы же только в начале пути, но каким-то чудом успели стать известными в мире.

- У самой Масады есть историческая и мифологическая аура...

- Аура, которой больше 2000 лет; потрясающая история и не менее потрясающие археологические находки. Связь истории, археологии, оперы, высокий уровень исполнения и логистики - все это делает Оперу на Масаде аттракцией очень высокого уровня. Аттракцией и для меломанов и для туристов, несмотря на экономические и технические сложности. Почти повсюду в мире, где есть исторические достопримечательности или открытые места археологических раскопок, проходят культурные фестивали и, чаще всего, такие фестивали являются оперными. В Израиле мы ходим по камням, которым более 3 тысяч лет, но до сих пор не додумались относиться к ним как к достоянию, которое подстегнет экономическое и культурное развитие региона.

- И вот есть фестиваль - он влияет на международное реноме Израиля?

- Конечно. В 2010-м году, когда фестиваль проходил впервые, тем же летом случился известный инцидент, связанный с турецким судном "Мави Мармара". В Израиле для освещения событий с "Мави Мармара" находилось множество представителей зарубежных СМИ - от Китая до Финляндии. И мы их всех пригласили на Масаду. И нам - Опере - удалось добиться того, что на всех каналах и во всех изданиях, которые они представляли, не забыли сказать, что Израиль - это не только политика, но и культура и опера. Опера - это самое международное искусство. Солисты, режиссеры, сценографы ездят из страны в страну. Денег не хватает никому, в том числе и самым крупным оперным театрам. Но это не единственная причина, по которой оперные театры кооперируются. Сотрудничество между оперными театрами необходимо для развития нашего искусства. Что, возможно, отличает именно нас - это то, что все певцы, которые уже сотрудничали с нами и выступали в Израильской опере - все вновь хотят к нам приехать. А вот тех, кто никогда не бывал в Израиле, несмотря на доступность информации, иногда очень сложно уговорить выступить у нас в стране. Многие все еще считают, что в Тель-Авиве по песчаным барханам ходят верблюды, что довольно странно в наши дни.

- При том, что сегодня вся информация открыта…
 
- Да - но, тем не менее, не все всё понимают. Многим кажется, что мы слишком близко к Сирии и Египту - так оно и есть, я понимаю их опасения. Но с другой стороны на сценах Тель-Авива или Масады думается только о музыке. Мы живем в довольно странном окружении, но я пытаюсь убедить себя, что живу в Швейцарии - иначе мне было бы не просто управлять Израильской Оперой. Опера - это свой отдельный мир, хотя, конечно, мы прекрасно осознаем, где и в какое время находится наш Оперный театр. 

- Отсутствие достаточных бюджетов - это бич во всем мире. В прошлом году оперы на Масаде не было именно из-за финансовых соображений. В этом году вам удалось найти деньги. Как - если не секрет?

- Секрета здесь нет, а есть много тяжелой работы. В прошлом году Тель-Авивский муниципалитет сократил наш бюджет на 2 миллиона шекелей, а министерство культуры, от которого мы надеялись получить государственную поддержку, сообщило, что Фестиваль на Масаде не соответствует "критериям фестивалей". Звучит странно, но так оно и было. И я решила, что не имею право приводить Оперу к бюджетному дефициту - это ударило бы по нашей обычной деятельности, стабильности постановок. Это был очень нелегкое решение - прервать фестиваль на год. Сейчас нам приходится заново раскручивать колесо: мы ведь в буквальном смысле каждый раз начинаем с нуля все земляные и строительные работы, возведение трибун и сцены, обустройство стоянок, маркетинг. Так что в этом году нам прибавилось работы - всем и мне лично: я просто ходила и искала филантропов. Иногда это было 5000 шекелей, иногда 5000 долларов, а весь проект стоит 30.000 миллионов шекелей. Найти эти средства было очень нелегко - возможно, это ответ на вопрос, почему билеты так дороги. 

- В этом году вы также инициировали проект "Уик-энд Моцарта" в Акко.

- Да - это тоже часть фестиваля. Я отдаю себе отчет в том, что не все могут позволить себе приехать на Масаду. И потому для жителей Севера мы придумали такой выездной фестиваль. К тому же на меня произвело большее впечатление то, что сделано в Рыцарских залах в крепости в Акко. Я также обратилась и к Филармонии - мы искали эту возможность несколько лет. Именно потому, что проект на Масаде невозможно поднять в одиночку, Филармония пошла нам навстречу. 

- Есть те, кто приобретают билеты на несколько представлений на Масаде?

- Да - и многие одновременно заказывают места в гостиницах на Мертвом море. Я уже говорила о туристическом аспекте нашего фестиваля. Мы составили программу так, чтобы за два-три дня можно было послушать и "Травиату", и этническую музыку, и симфонию Бетховена. 

- Как давно начались работы на Масаде?

- Несколько месяцев назад. Мне кажется, что уже стала специалистом по земляным и строительным работам. С 1 по 17 июня я переселяюсь на Мертвое море, а затем еду оттуда в Акко. Все то, что так красиво на сцене - очень непросто за кулисами. Количество людей, участвующих в этом проекте - грандиозно. Как и то количество зрителей, которые приедут на представления фестиваля. 

- Вы вникаете во все детали?

- Я отношусь к тому типу руководителей, кто должен знать все мелочи. С одной стороны я придумываю и инициирую проекты, с другой - сижу над инженерными расчетами и чертежами. Таков мой характер - мне надо все контролировать. И поверьте - это нелегко.

Постановка "Травиаты" стала крупнейшей из всех, когда-либо проходивших в Израиле: помимо 800 участников и коллектива постановщиков - от хора до гримеров, ее обслуживают около 2500 технических работников. Для фестиваля строится сцена общей площадью четыре тысячи квадратных метров: ее ширина составляет шестьдесят метров, а глубина - шестьдесят шесть метров. Трибуны вмещают до 7580 зрителей, предусмотрена стоянка для сотен автобусов и частных автомобилей, доступ в интернет, площадка для приема гостей в стиле парижской улицы площадью 15000 квадратных метров, на которой находятся около 3500 сидячих мест, техническое оборудование и подсобные помещения для труппы и обслуживающего персонала. Мы надеемся, что все представления фестиваля - и на Масаде - и в Акко - в общей сложности посетят 65.000 человек. 

- Складывается впечатление, что в это проекте участвует половина страны.

- Скажем скромнее - треть. В основном, технический персонал - это рабочие из населенных пунктов около Мертвого моря и Арада. Множество местных жителей участвуют в фестивале в качестве временных рабочих - от билетеров до охранников: на Масаду привозят оборудование, стоимостью в много миллионов. Часть наших рабочих - бедуины из Рахата. Когда мы ставили на Масаде "Аиду", то в постановке принял участи ансамбль бедуинских танцовщиц из Рахата. Поначалу они были в шоке - не могли привыкнуть к нашему темпу работы. Весь город приехал на генеральную репетицию - они никогда не были в опере, не слушали "западное" хоровое пение, не видели столь много людей на сцене. Так что для нас важен и просветительский аспект работы Оперы. Когда мы ставили "Аиду" в Тель-Авиве, то пригласили в качестве статистов детей одной из школ в Яффо. Одно то, что они видели Дзеффирели на сцене, во многом их изменило. 

- Можно ли считать, что Израиль, благодаря Оперному фестивалю на Масаде, стал часть мирового оперного сообщества?

- Безусловно. Сейчас нашу оперу рады пригласит многие крупные театры мира. Фестиваль на Масаде придал нам профессионального веса и репутации. Мы до сих пор не "Ла Скала " и не "Метрополитен", не Парижская и не Лондонская оперы, но уже высоко котируемся в Европе. Я работаю в Израильской Опере 30 лет и вижу, как фестиваль на Масаде дал нам возможность выдвинуться в мире. Когда я сама посещаю другие оперные фестивали, то чувствую изменение в отношении к Израильской опере. В Израиль специально приезжают туристы, чтобы послушать оперу на Мертвом Море. У нас в стране проходит множество интереснейших фестивалей, но специально приезжают только ради Оперного. И это доказательство того, что мы стали частью международного фестивального тренда.

Программа фестиваля:

"Травиата" - 12, 14, 16 и 17 июня 2014 года. Начало всех спектаклей - в 21.30.

Главную партию исполняют сопрано Елена Мосук, покорившая летом прошлого года тысячи зрителей Вероны исполнением партии Виолетты и сопрано Аурелия Флориан. Партию Альфредо исполняют испанский тенор Чельсо Альбело, считающийся одним из ведущих теноров мира и Жан-Франсуа Борра. Партию Жермона исполнит румынский баритон Йонут Паску.

Михал Знанецки, один из ведущих современных оперных режиссеров, специализируется в оперных постановках под открытым небом. В его команде - художник-постановщик Луиджи Сколио, костюмер Иоанна Медынска, хореографы Эльжбета Шлюфик-Пантак и Гжегож Пантак. Осветитель - Богумил Палевич.

"Проект Идана Райхеля" при участии музыкантов из-за рубежа - 13 июня 2014 года. Начало в 22.00.

В "Проекте" участвуют Вйо Фарка Туре - вокалист и гитарист из Мали; Марта Гомез (Marta Gomez) - певица из Колумбии; перкуссионист Адама Билору (Adama Bilorou) из Буркина-Фасо.

Девятая симфония Бетховена - 15 июня 2014 года. Начало в 21.30

Израильский филармонический оркестр под управлением Кента Нагано исполнит Девятую симфонии Бетховена при участии сопрано Анн Петерсон, сопрано-альт Даниэла Синдрам, тенор Михаэль Вейниус, бас-баритон Одун Иверсен. В концерте также примет участие Израильский хор имени Гарри Бертини. 

"Уик-энда Моцарта" в Акко - партии из оперы "Дон Жуан" 19 и 21 июня 2014 года в 21.00, и Реквием - 20 июня 2014 года также в 21.00. Отрывки из оперы "Волшебная флейта" для всей семьи - 21 июня в 11.00, 13.00 и 15.00. 

В четверг, 12 июня, 2014 года постановка оперы "Травиата" на Масаде будет проецироваться на гигантские экраны на открытом воздухе в Араде (зал "Орон"), Сдероте (комплекс общественного центра - матнаса) и в заповеднике Ган ха-Шлоша - Сахнэ в Эмек-Изреэль. Вход - свободный, начиная с 20.00. Начало эфира - в 21.30. Проекция будет идти с титрами на иврите и английском языке. Этот проект осуществляется благодаря поддержке фонда Марка Рича и компании Coca-Cola. 

Дополнительная информация на сайте: http://www.israel-opera.co.il/Eng/?CategoryID=453
 
Маша Хинич 

counter
Comments system Cackle
Загрузка...