Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Салат

А
А

Символика национального флага

Первичная идея символики знамени страны Израиля родилась в разгоряченном воображении Биньямина Зеэва (Теодора) Герцля.

31.07.2014
Источник:ИСРАГЕО
Zahav.ru salat.zahav.ru

Читайте также

Первичная идея символики знамени страны Израиля родилась в разгоряченном воображении провозвестника сионистского государства Биньямина Зеэва (Теодора) Герцля. Он создал рисунок, в основе которого лежал вовсе прозаический замысел

Наша семья живет в Израиле, в Хайфе, с 1990 г. В 1993 мы поселились в "собственной" квартире на Верхнем Адаре. Район хороший, удобный во многих отношениях. Соседка, жившая над нами долгие годы, в каждый день Независимости Израиля вывешивала на своем балконе, на бельевой веревке, флаг страны, закрепляя его бельевыми прищепками. С каждым годом флаг все больше превращался в выцветшую, замусленную, протертую тряпку с лезущими отовсюду махрами. Снаружи это выглядело как издевательство над национальным символом. Мне было неприятно это видеть. И все же я тоже вешала флаг Израиля в день Независимости – новый, аккуратный, яркий.

Этой соседки уже нет. Но… свято место пусто не бывает. Вместо нее в течение 4-х лет прямо под нами проживала сладкая парочка наркоманов: русская без кавычек и "марокканец" (они, кстати, находились на полном иждивении органов соцобеспечения). Когда эта женщина, посылающая нам наверх время от времени до боли знакомые "жидовские морды", в первый раз вывесила у себя на день Независимости флаг Израиля, мне стало мерзко. Тогда же я впервые НЕ повесила флаг Израиля. Чтобы не оказаться в одной упряжке с этими отморозками. Теперь и этих, к счастью, нет. А флаги у меня есть. Уже висят.

В эти дни, когда наша страна непрерывно участвует в войне – как на фронте, так и в тылу (впрочем, "тылом" его можно назвать лишь условно), на многих домах вывешены государственные флаги. Да и множество израильских автомобилей, как в день Независимости, украсилось сине-белыми флажками, на многих машинах они торчат, как рожки, по обе стороны ветрового стекла. Кстати, накануне дня Независимости эти символы патриотизма чаще всего продают на перекрестках шустрые ребятишки, жаждущие легкой сезонной подработки. Они приходят большей частью из окрестных арабских сел. В день Независимости знамя Израиля вывешивается в школах, на общественных зданиях, на улицах и на домах, и это воспринимается как должное, само собой разумеющееся.

К истории государственного символа Израиля

Давайте заглянем в корень проблемы: как же возник государственный флаг Израиля? В Раанане находится престижный дом престарелых "Ахузат баит", где живут многие из тех, кто создавал эту страну и ее историю. Проходят в нем выставки, концерты, встречи. В "Ахузат баит" жила госпожа Дженни Арэль, вдова художника-графика Рихарда Арэля, создавшего знамя страны. В 2004 г, 10 лет назад, там состоялась выставка, посвященная истории израильского флага. На ней были представлены любопытные экспонаты и освещены интересные и малоизвестные подробности. Именно Рихард Арэль, главный официальный художник и консультант по графике в течение первого десятилетия с момента создания государства Израиль, стоял у истоков создания флага. В его ведении находились также контроль и наблюдение за отбором и созданием произведений национальной символики, официальных гербовых бумаг и марок.

Рихард Арэль родился в Германии в конце 19-го века. Между двумя мировыми войнами он успел прославиться в качестве ведущего графика и оформителя крупных рекламных кампаний. В 1933 году, с приходом к власти нацистского правительства, еврей Рихард Арэль понял, что идее мирного сосуществования немцев-арийцев и "немцев моисеева закона" приходит конец, и эмигрировал в Чехию. В Праге он немедленно занял подобающее место, однако счастье длилось недолго. И в 1937 году он снова был вынужден уносить ноги. На сей раз ветры странствий принесли (вернули!) Арэля и его жену Дженни в страну предков. Здесь он почти сразу нашел работу в качестве художника-декоратора в театрах "Габима", "Оэл", затем стал председателем профессионального объединения израильских графиков. В дополнение к вышеописанным графическим работам на благо государственной символики, Арэль создал знаки различия для офицеров израильских ВМС. В 60-е годы он уехал на лечение в Швейцарию, где прожил 30 лет, скончавшись в 1992 году. В последние годы в Германии было проведено несколько выставок, посвященных графическим работам Рихарда Арэля.

Первичная идея символики знамени страны Израиля родилась в разгоряченном воображении провозвестника сионистского государства Биньямина Зеэва (Теодора) Герцля. Он создал рисунок, в основе которого лежал вовсе прозаический замысел: семь звезд золотого цвета символизировали семичасовой рабочий день и были расположены на белом фоне, означавшем начало новой, непорочной жизни. Две полосы голубого, а точнее, лазоревого цвета на флаге – напоминание о талите (облачение в который рассматривается как облачение в святость предписаний Торы и символическое подчинение воле Бога.) – возникли благодаря соратнику Герцля, сионистскому вожаку Давиду Вольфсону. Он же предложил в качестве центрального символа шестиконечную звезду Давида. Герцель согласился с идеей Вольфсона, но предложил поставить на макушку магендавида, цвет которого по-прежнему оставался золотым, седьмую звезду, а шесть расположить во внутренних малых треугольниках. Так возник белый флаг с синими полосами и звездно-золотым щитом Давида в центре, который до 1948 года являлся знаменем сионистского движения.

Из еврейских письменных источников известно, что у каждого колена Израилева был свой флаг. В диаспоре же еврейского флага не существовало. Однако в 1592 году император Карл Четвертый пожаловал евреям Праги флаг, в котором на красном полотнище был изображен магендавид. В 1648 году евреи Праги вновь получили флаг в знак признания их заслуг в защите города от шведских войск. И вновь это был красный флаг с изображением желтого щита Давида, посредине которого находилась звезда. Таким образом, флаг со знаком щита царя Давида, или звездой Давида, сформировался в 17-м веке у евреев Праги, постепенно перешагнул границы Чехии и распространился по всей Европе. Примечательно, что во все периоды своего существования магендавид, щит Давида, был желтого, "золотого" цвета.

Еврейский флаг в привычном нам виде впервые был задействован в 1885 году жителями Ришон-ле-Циона. Затем в 1933 году на 18-м сионистском конгрессе было принято решение, что "согласно давней традиции" бело-голубой флаг является флагом сионистской организации и еврейского народа. Конечно, нельзя не принять в расчет, что желтый цвет магендавида и самый знак его были страшным, роковым образом взяты на вооружение нацистами, когда властью гитлеровцев миллионы европейских евреев были загнаны в гетто, и ассоциировались с унижением и гибелью шести миллионов евреев Европы. Таким образом, голубая окраска магендавида является своего рода попыткой борьбы руководящих представителей еврейского народа с галутным комплексом. Но – увы! – далее история с флагом приобретает типично галутную, трусоватую окраску, пусть и на некоторое время. 50 лет спустя после появления проекта сионистского знамени возникло и само сионистское государство – на своей исторической земле, на земле Израиля, а не в каком-то Биробиджане или в Уганде. Главы новой страны опасались превратить сионистское знамя в государственное – ведь если евреи, оставшиеся в странах рассеяния, подымут это знамя там, их обвинят в нелояльности режиму. И целых полгода после провозглашения государства у Израиля не было своего флага.

В порыве отчаяния премьер-министр Давид Бен-Гурион пошел за идеями в народ. Было опубликовано обращение, в котором каждый приглашался подать проект государственного флага при условии сохранения сине-белой цветовой основы. Впрочем, говорилось в обращении, можно использовать и другие цвета. Поступило совсем немного предложений, всего около 170. Практически все они представляли собой словесные описания, по которым Рихард Арэль делал эскизы. Несмотря на то, что основными заданными цветами были белый и голубой, авторы некоторых проектов предлагали добавлять пурпурный, алый, оранжевый цвета, характерные для символики королевской власти. Несколько десятков эскизов были отобраны для представления министерской Комиссии по символам и церемониям.

Однако единственный образец, который понравился Арэлю, принят не был. Его вариант флага состоял из трех полос, вроде французского или итальянского, с двумя голубыми прямоугольниками в углах и белым прямоугольником в центре, над которым расположен магендавид. Большинство членов комиссии предпочли тот вариант, который мы имеем сегодня. Только полоски талита вместо лазоревых сделали более глубокого голубого цвета, чтобы он напоминал о море. В которое, кстати, соседи-арабы, враги еврейского сионистского образования, мечтают сбросить всех его жителей. Окончательный проект знамени государства Израиль был утвержден 28 октября 1948 года на заседании комиссии.

Процесс утверждения государственного герба был не менее сложным и завершился 10 февраля 1949 года. Центральным образом герба единогласно было решено вывести мэнору. Художники, на которых была возложена миссия создать наиболее подобающий образец, нашли его в одной из синагог Ашкелона. Главный художник-оформитель проекта Итамар Давид включил в набросок герба и другие характерные иудейские символы: шофар (бараний рог, в который трубят коэны, предвещая наступление нового года) и плод граната. Однако светские партийцы (представители МАПАМ) выступили с категорическим протестом против религиозных символов герба, и его проект был забракован. Итамар Давид был до такой степени обижен и огорчен, что забрал свои пожитки и уехал из страны. Навсегда.

Тогда Арэль обратился к другим художникам, к братьям Максиму и Габриэлю Шамир. Они изобразили ту же самую мэнору, но взяли ее из другого источника – не религиозного, а скопировали с барельефа, выбитого на Триумфальной арке императора Тита в Риме. Эта менора связана с совсем иным эмоциональным контекстом. Военачальник (императором он стал позже) Тит велел высечь на Триумфальной арке изображения самых ценных символов, принадлежащих побежденному и разбитому еврейскому народу. Менора и другие предметы культа были извлечены из разрушенного Храма. Иосиф Флавий, о чем мы читаем в замечательном романе Фейхтвангера, после мучительных сомнений и колебаний покорно склоняет голову, проходя под аркой, и тем самым подтверждает победу Рима над еврейским народом и его зависимость от Римской империи. Такова история меноры, изображенной на гербе государства Израиль.

Хаим Вейцман, бывший президентом Израиля в те годы, предложил окружить мэнору оливковыми листьями, что, безусловно, напоминает колосья пшеницы, расположенные вокруг серпа и молота на государственном знамени "старшего брата" – СССР. После оформления знамени и герба Рихард Арэль продолжал работу над другими символами государственной власти: президентским знаменем, государственной печатью, символами диплома юриста, созданием, оформлением и утверждением почтовых, памятных и гербовых марок.

Как нам реорганизовать национальное знамя

Лет десять назад я случайно познакомилась с одной интересной женщиной. Мы разговорились на автобусной остановке, после чего Люба пригласила меня к себе домой. Она считает, что государственный флаг имеет не просто символическое значение. В нем, в его форме, рисунке, цвете, скрываются определенные связи и противоречия, влияющие на жизнь страны и ее граждан. Люба, как и большинство из нас, обеспокоена тем, что происходит со страной и народом. С тех пор, как Люба начала заниматься китайской наукой "Фэн-шуй" (о приметах и их психологическом воздействии на человека) и параллельно изучать Каббалу, она поняла, в чем заключается суть проблемы: корень зла – в том, как выглядит флаг Израиля. Словом, во всех бедах страны виноват неправильный государственный флаг.

В ухоженной, обставленной со вкусом и причудами, в лучших традициях "Фэн-шуй", квартире Любы каждая вещь находится на специально предназначенном для нее месте. Согласно принципам науки "Фэн-шуй", это имеет очень большое значение. Люба поразила меня заявлением о том, что флаг Израиля создан не так, как надо, что способствует возникновению в нашем народе и на его земле раздоров и несчастий:

- Прежде всего, государственный флаг должен быть символом единства. Полотнище флага, оформленное в виде священного одеяния, которое евреи накидывают на себя во время молитвы – единое целое. Магендавид – тоже единое целое. Однако целое может быть лишь одно. Поэтому и талит, и магендавид теряют свои целостные качества, их мощь ослабевает вполовину. Голубые полосы флага-талита символизируют расчленение, отсутствие единства, дробят единую линию, поэтому-то нас постоянно гнетут проблемы разобщенности, отсутствия единства – как национального, так и территориального. Все это проявляется в жизни народа и государства. Щит Давида, или звезда Давида, не может находиться посредине, меж двух полос: так он тоже нарушает единство. Согласно правилам построения магического квадрата, магендавид должен быть в правом нижнем углу.

О том, что такое "магический квадрат" и каково его значение, Люба попыталась мне объяснить, но я, хронический "отказник" по всем разделам математики, ничего не поняла. Зато поняла значение двух треугольников, из которых составлена звезда Давида. Помните, как рисуют этот знак? Два треугольника, "вставленные" один в другой. Согласно некоторым теориям алхимии, треугольник с вершиной, обращенной вниз, является символом воды, а вершиной вверх – символом огня. В результате их наложения возникает символ "огненной воды", то есть алкоголя, другими словами – зла. На флаге Израиля звезда Давида голубого цвета, что тоже символизирует воду. Однако "водяная" звезда не существует в природе: звезда – это огонь, и цвет ее красный. А огонь и вода несовместимы. Потому символ огня должен быть оранжевого, желтого, красного цвета. Таким же, как знак "магендавид адом", несущий скорую медицинскую помощь.

Итак, современный флаг Израиля, построенный в форме "гексаграммы", являет собой, согласно теории Любы, сочетание несочетаемого, несовместимость противоположного, порождает конфликт огня и воды, находящийся в центре раздираемой земли. Тяжелый, грозный символ "давит" на процессы, происходящие в сфере его влияния. Все это отражается на жизни народа и государства Израиля. Но во флаге ли дело? Чтобы не закончить болезненным риторическим вопросом, отмечу со слов своего брата, живущего в небольшом городе Саратога-Спрингс, США, штат Нью-Йорк, что не менее трети домов постоянно украшены флагом США. И это типичное явление для большинства населенных пунктов.

Марина Яновская

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке