В день пресс-тура по радио обсуждали случившуюся накануне экологическую катастрофу - разлив сырой нефти в районе Эйлата. Эксперты спорили - тянет ли она на звание самой масштабной. Скорее всего, нет - уничтожение экосистемы долины Хула было куда более мощным ударом по природе. А израильские реки?! В 1997 году на открытии XV Маккабиады рухнул мост через Яркон. Погибли четверо австралийских спортсменов - отравились ядовитой водой. (В 2008 году, на деньги, собранные родственниками погибших, были начаты работы по очистке реки, но это уже другая история).
А на ручье Кишон тренировались водолазы из морских командос. В середине 90-х обнаружилось, что здоровье у многих из них стремительно ухудшается, развиваются тяжелые болезни, в том числе онкология. Следственная комиссия под председательством судьи Шамгара, действовавшая в 2000-2002 годах, связи между погружениями в отравленные воды Кишона и заболеваниями, представьте себе, не нашла. Водолазы с выводами комиссии не согласились и подают иск за иском, но пока сумели добиться только, чтобы их признали инвалидами ЦАХАЛа. И это другая история, нам же важно, что комиссия официально признала Кишон самой грязной рекой Израиля.
Впрочем, это не было новостью для властей: в 1999 году о неблагополучной экологической обстановке в бассейне реки говорилось в докладе госконтролера Элиэзера Голдберга. Он сообщал, что воды реки содержат ртуть, радий, медь, нефтепродукты. А экологи в те годы писали, что речная вода представляет смертельную опасность и, при контакте, может привести к тяжелым заболеваниям дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта и печени. И все же 220 миллионов для масштабного проекта по очистке реки нашлись только в 2012 году. 120 миллионов из этой суммы выложили заводы, загрязнявшие Кишон - нефтеперерабатывающий (БАЗАН) и химические комбинаты, остальное - государство и местные власти.
Работы по восстановлению реки включают в себя создание парка с пешеходными и велосипедными дорожками на одном берегу, затем, когда "подвинут" БАЗАН - и на другом. Но самое важное - слой дна на семикилометровом участке русла, от заводов до моря, будет полностью выбран на глубину 2,5 метра. Для этого в Израиль был доставлен специальный земснаряд, который отсасывает ил и мусор. Всего ему предстоит вынуть 400 тысяч кубических метров грунта.
Вода уходит по той же трубе на очистные сооружения и затем возвращается в реку. А вот грунт остается на берегу - после длительной процедуры химической и биологической очистки, из него будут насыпаны искусственные холмы на берегах Кишона. Они станут элементами паркового пространства. Как рассказала Шарон Нисим, директор "Управления по очистке реки Кишон" при министерстве экологии, земснаряд начал действовать в апреле этого года и уже прошел около 3 км.
Экологическая катастрофа Кишона - одна из самых протяженных по времени. Начало было положено еще англичанами, которые в 30-ые годы соорудили первые установки нефтеперерабатывающего завода. Отходы сливались прямо в реку. Потом точно также поступали власти молодого еврейского государства, выстроившего неподалеку химпредприятия. Уже к 70-м годам в Кишоне исчезла рыба, потом на берегах не осталось ничего живого. Ветераны Большой алии вспоминают, что в конце 80-х - начале 90-х о близости реки напоминали удушливый запах нефтепродуктов. Сегодня он сохранился только на участке, где происходит очистка грунта. К началу нового тысячелетия благодаря финансовому давлению на предприятия со стороны министерства экологии ситуацию удалось улучшить настолько, что в реке снова смогла жить рыба (сейчас ее около 20 видов) и черепахи, а по берегам вновь появилась растительность и представители фауны. Но все это время на дне лежала "мина замедленного действия" - грунт, пропитанный ядовитыми веществами. Теперь речку избавят и от него.
Нисим рассказала о системе непрерывного мониторинга, позволяющей в кратчайшие сроки получать информация о загрязнении ручья и принимать меры по его пресечению. А еще тут впервые в Израиле опробована система, которая позволяет отслеживать такой показатель, как состояние здоровья рыб, живущих в ручье. Кстати, официально запрет на рыбалку на реке еще не снят, так что израильтяне, которые сидят на берегах, должны знать, что делают это на свой страх и риск.
Еще из слов директора выяснилось, что "аппендикс" - небольшой рукав неподалеку от порта, не будет благоустроен, никаких дорожек и тренажеров. Более того, он будет закрыт для посетителей, так как там предполагается устроить мини-заповедник, где смогут спокойно гнездиться птицы.