Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Нета и ее театр

Она играет много, радостно, молодо. Ее любят зрители. Ей доверяет театр, который она вполне естественно считает своим родным.

29.12.2014
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru Гешер

Она проплывает в вечереющих витринах и окнах улицы Райнис, тихой, уютной. Входит в кафе. Сирень закатного зимнего неба качается над летящими куда-то автомобилями. Нета Шпигельман, актриса театра "Гешер", выходит на сцену в урбанистическом пейзаже Тель-Авива. Садится за столик передо мной. Темные волосы, полное отсутствие грима, глаза большие и яркие, - их свет легко достигает последнего ряда балкона. Она играет много, радостно, молодо. Ее любят зрители. Ей доверяет театр, который она вполне естественно считает своим родным. За восемь лет после окончания театральной школы Нета исполнила, выстроила, прожила в "Гешере" девятнадцать ролей (она поясняет: "Мне так сказали... я сама никогда не считаю свои роли..."). Девятнадцать жизней. Немало, верно? В ее послужном списке забавная и наивная Пупче в пьесе Ханоха Левина "Якиш и Пупче", элегантная Эльмира в "Тартюфе", комичная Мария Антоновна в "Ревизоре" трагичная героиня Пиранделло и гротескная супруга Подсекальникова в комедии по мотивам гениальной пьесы Эрдмана "Самоубийца", и мама- Пенелопа в прекрасном спектакле "Странствия Одиссея", и острый молодежный мюзикл "Я люблю тебя - так изменись!", и многое другое. Сейчас Нета с опаской и счастьем идет по трудной дороге нового, только что возникшего в театре спектакля "Добрый человек из Сезуана", поставленного художественным руководителем Евгением Арье. В этом спектакле Нета Шпигельман играет две роли, точнее, у нее здесь роль-перевертыш, роль-метафора. Черное и белое, сила и слабость, власть и подчинение - вот извечные темы этой культовой пьесы, пьесы, о которой ходят упорные слухи, что в ее написании большая доля труда и вдохновения принадлежали сотруднице и возлюбленной Брехта Маргарет Штеффин...

Итак, Нета в прозрачной капсуле кафе уже выбрала для себя чай с имбирем - и мы беседуем.

- Нета, мы довольно давно с тобой не разговаривали о театре, о кино. Что особенно яркое и необычное произошло за последнее время?

- Одним из самых интересных проектов стала для меня роль Йоны Волох в телесериале Хагая Леви "Проклятые". Я готовилась к ней почти год. Прочла о жизни и творчестве этой дикарки и бунтарки все, что существует, много размышляла, искала Йону Волох в себе.

- А театр?

- В театре сегодня все главное. И "Одиссей", и " Добрый человек...".

- Играть женщину Шен Те и мужчину Шуй Та было непривычно. Как ты это восприняла? Как готовила душу к этим перевоплощениям?

- Я давно мечтала сыграть мужскую роль. И мы говорили об этом с Евгением Арье. И спектакль по Брехту как раз помогает мне осуществить давнюю мечту. В этой пьесе живут и действуют два моих очень разных героя, два совершенно противоположных человека. Это притча о силе и слабости. Я для себя понимаю так: сильный человек не боится прослыть слабым, власть ему ни к чему, слабый же человек ищет власти, ему нужны подпорки, для него необходимо командовать другими, быть на верху пирамиды.

- А как же все наши лидеры, Иегуда Маккавей, Бен-Гурион?..

- Лидер - это совсем другое. Лидеров нам не хватает. Лидер - это человек, который большой во всем. Например, Ицхак Рабин подал в отставку с поста премьер-министра в 1977 году из-за не очень большой суммы, которую нашли на счету его жены Леи в американском банке. А кто из нынешних способен на такое? Они же не лидеры- они начальники! Страх и слабость гонят людей во власть!

- Для тебя героиня Брехта проститутка Шен Те - сильный человек?

- Разумеется. Она умеет помогать людям. Власть ее не притягивает. Ее сила - в доброте.

- Шен Те для тебя не аутсайдер, а совершенно близкий и понятный образ?

- Да! Она мне близка. Я не люблю властителей. И сама не хочу, не умею властвовать.

- Пьеса была осовременена, подготовлена к встрече с нашей публикой?

- Конечно, там есть слишком патетичные, излишне декларативные обращения к залу, этакий дидакт...Зрители не дети, плохо учившиеся в школе. Которые совсем не знают жизни. Или - не совсем такие дети. Евгений Арье делал акцент на человеческой истории. Пьеса стала у нас в "Гешере" лаконичнее и точнее по интонации. Когда я еще до репетиций читала "Доброго человека...", мне было сложно себя во всем этом представить. А когда начали работать - стало легко и ясно.

- Он совпали - Арье и Брехт?

- Абсолютно. Оба безоговорочно преданы театру. Оба погружаются в него полностью. Обоим свойственна та великая линия творческого сумасшествия, за которой уже идет прорыв в новые стили и миры.

- Ты уже ощущаешь некие плоды, результаты труда над Брехтом?

- Я счастлива, что это в моей жизни происходит. Я расту с этой ролью.

- Нетуш, а как бы ты сформулировала вывод, который напрашивается, который можно сделать из вашей трактовки пьесы?

- Мы, маленькие большие люди, которые пришли в гости в этот мир, все вместе в одной лодке, и не имеем права раскачивать лодку, оправдывать в себе жестокость и властолюбие. Театр развлекает, поучает, предлагает подумать. Хорошо бы научиться жить в ладу со своей слабостью, верить своему сердцу. Брать на себя ответственность. Научиться долго- долго идти в темноте, чтобы потом выйти к свету.

- Ты оптимистична в плане будущего родной страны?

- Мне - как и всем - трудно быть оптимистичной. Для этого мало поводов. Коррупционеры никуда не деваются. Демагоги стараются отвести наши глаза от важнейших проблем.

Zahav.ru


- Ты хотела бы уехать? Жить и играть в театре другой стране?

- Возможно, хотела бы, но где я найду эту тель-авивскую неповторимую ауру, эту смесь тепла и прохлады, шума и внутреннего покоя, радости и вечных тревог? Я дышу в Тель-Авиве полной грудью. Это очень важно.

- У тебя есть свой дом?

- Я снимаю здесь, в самом центре города, квартиру вместе с актрисой и клоунессой Ротем Гольдберг. Она работает с детьми, ее представления в клиниках имеют врачующие цели.

- Тебе всегда хватает денег?

- О, кому же их всегда хватает?! Есть очень много вещей, на которые мне не хватает. Но ведь так и всем, верно?

- А на что ты готова потратить свои честно заработанные в кино и театре деньги?

- Ну, я стесняюсь того, сколько пар обуви у меня есть...Это уже болезнь! Но остановиться не могу. А вообще - довольно мало вещей, которые мне необходимы для жизни.

От автора: Нета Шпигельман говорит чистую правду: ее старый мобильный телефон не из тех, что умеют все на свете, она не пользуется косметикой в повседневной жизни, не щеголяет в нарядах от "Прадо" и "Армани". Ездит на работу и в гости на велосипеде, как и тогда, когда мы с ней познакомились, восемь лет назад.

Zahav.ru


Я продолжаю расспрашивать:

- Чем актриса Нета Шпигельман себя радует, балует?

- Редкими вещами. Для дома, для интерьера. Из Москвы я везла ковер ручной работы, огромный, роскошного вида...С украшениями я закончила: надоело терять...для спектакля мы снимаем, потом что-то всегда не находится.

- Ты сказала, что счастлива...

- Наверное, это так. Я понимаю, что у меня есть все, чтобы другим, посторонним казалось, что я полностью счастлива.

- А это не так?

- Нет. Люди одиноки всегда. Даже миллионеры и президенты. Они и прячут свою одиночество за этими ужасными электронными игрушками. Телефон - средство связи, а не домашний психолог, не собеседник, не ручной клоун. И все навороты мне кажутся символами зависимости и беспомощности. Такими же вредными и пустыми, как наркотики и азартные игры.

Zahav.ru


- Ты была замужем...

- ...недолго...

- Есть на душе, в сердце новое чувство?

- Есть. Без этого просто нельзя жить. Я, по крайней мере, не могу.

- В каком возрасте ты впервые влюбилась?

- Мне кажется, это случилось в детском саду.

- Что для тебя театр "Гешер"?

- Дом. Я чувствую себя в "Гешере" защищенной. У меня, да и у всех нас есть условия для роста. То, что я имею в "Гешере", я не смогла бы получить больше нигде. У нас в театре просто нет плохих людей. Здесь сложился некий особый человеческий ансамбль: чужие у нас не приживаются... А успех - вещь внутренняя. Только я знаю, вышло у меня или нет. Чужие похвалы - штука второстепенная. Иногда в маленькой роли я нахожу истинное наслаждение. И в любой роли есть то, что мне надо.

- Что читает сейчас знаменитая Нета Шпигельман?

- Письма Оскара Уайльда из тюрьмы. Потрясающее чтение! Трагичный, прекрасный, тонкий писатель!

- О чем ты мечтаешь?

Она молчит. Думает. В окнах темнеет сирень низкого неба.

Zahav.ru

Читайте также


Нета отвечает медленно, будто слушает мелодию внутри себя:

- Я хотела бы, наконец, понять и ощутить эту странную, загадочную роль, которая называется "Нета Шпигельман".

...А потом был спектакль. "Добрый человек из Сезуана". Я смотрела на свою героиню из партера. Она жила на сцене свободно и взахлеб. От всего сердца отдавала себя чужим, посторонним, всем. Не жадничала. Потом влюбилась. Страстно, будто упала с обрыва в быструю воду. И стала раскрасавицей, тонким лучом неведомого мира. Ее избранник лгал, трусил, искал какую-то выгоду - а она кротко властвовала в этом суровом и холодном мире, будто сама себе создала климат и ауру. Колдовала. Неслась на уровне звезд. Сердце обрывалось от ее чародейства. И болело за нее. Будто открылись и собственные раны. И - чудо искусства состоялось. Я не раздаю премии и не решаю вопросы разных номинаций. Но для меня Нета Шпигельман выиграла нечто очень важное. Чистое золото ее театра воссияло.

Инна Шейхатович

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке