Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Салат

А
А

"Остался Зельдиным"

Застать его дома у телефона, чтобы договориться о встрече, задача не из легких: то он уже на службе, то еще с нее не вернулся.

08.02.2015
Источник:Jewish.ru
Zahav.ru kino-teatr.ru

Читайте также

Застать его дома у телефона, чтобы договориться о встрече, задача не из легких: то он уже на службе, то еще с нее не вернулся. "Звоните после десяти вечера, мы люди ночные", - говорит его супруга. И это не покажется таким уж необычным: знаменитый человек, востребованный актер, который задействован в нескольких постановках и готовится к юбилейному творческому вечеру, - если не знать, что герою этого интервью, Владимиру Зельдину, 10 февраля исполняется 100 лет.

Корреспондент Jewish.ru встретилась с Владимиром Михайловичем в гримерке Центрального академического театра Российской армии, меньше чем за полчаса до очередного спектакля.

- В одном из интервью вы сказали, что помните себя с очень раннего возраста, лет с четырех, и упомянули о страшных моментах своего детства - еврейских погромах...

- Да, очень смутно, но я помню то время, когда были погромы. Это было ужасно. И люди интеллигентные, понимающие, видя такой беспредел, конечно, прятали, спасали кого могли...

- И ваша семья тоже?

- Был такой эпизод. В Козлове, где я родился, ныне это город Мичуринск. Это было революционное время. Орудовали банды Мамонтова, Антонова... Мы вышли на улицу с отцом рано утром, когда как раз в город ворвалась банда Мамонтова. Папа вышел в военной форме, и я вместе с ним, мне было года три-четыре. Я очень хорошо помню, как мы стояли на улице перед домом, где жили, и наблюдали, как мимо нас проскакивали всадники. И вот мы видим: бежит молодая еврейка с растрепанными волосами и обращается к отцу, просит, чтобы он ее спрятал. Помню, он взял ее за руку и повел, но не в дом: у нас был большой палисадник за домом, в котором был очень заросший сад, а в нем беседка. И мы ее там спрятали. А буквально через несколько минут два всадника остановились около нас и спросили у отца про эту женщину. Он сказал, что никого не видел. Это была совершенно незнакомая нам женщина. И я хорошо помню ее - молодую, растрепанную, в черном платье.

- Страшно было?

- Мне? Да нет. Я был маленький. А отец - он был военный дирижер - тогда специально надел мундир, чтобы видели: офицер стоит в военной форме!

- А как вашему отцу, который сам был евреем, удалось избежать гонений?

- Дело в том, что, когда отец поступал в Московскую консерваторию, евреям нельзя было жить и учиться в Москве. Поэтому он принял крещение. И ему удалось выучиться по классу тромбона, он стал капельмейстером, дирижером, был великолепным организатором. Мама моя русская, по фамилии Попова, а папа, хотя по паспорту тоже был русским, так и остался Зельдиным. И когда были периоды гонений на евреев - вспомните хотя бы "дело врачей" и ему подобные, - многие меняли фамилии. А я фамилию не менял: как был Зельдин Владимир Михайлович, так и остался.

- Это было принципиальное решение - не менять фамилию?

- Да. Я был уже взрослый человек. Мог взять фамилию матери, но остался Зельдиным.

- Вам это никогда не мешало?

- Помешало в каких-то эпизодах жизненных… Может быть, в получении каких-то ролей, но это был незначительный период в жизни.

- За долгие годы на сцене и в кино вам довелось сыграть людей разных национальностей: были грузином, дагестанцем, русским, испанцем. Кто вам ближе по духу, характеру?

- Я играл не национальность, а человека, его характер, темперамент, его драматургию.

- И тем не менее из десятков персонажей и героев кто вспоминается чаще всего, кто вам ближе и дороже?

- Например, "Учитель танцев". Премьера состоялась после войны, в январе 1946 года, и это был огромный успех, потому что в постановке были танцы и вокальные номера. Тогда это в театрах не то что не культивировалось, а этого просто не было. И мы были в этом отношении первопроходцами в Центральном театре Красной армии (тогдашнее название Центрального академического театра Российской армии - Прим. ред.). Если в театре Вахтангова был спектакль "Принцесса Турандот", то у нас - "Учитель танцев", который шел сорок лет. История театра не знает таких примеров. Это во-первых.

Во-вторых, наша профессия очень зависима от многих обстоятельств: от режиссера, от дирекции, от репертуарного плана театра и так далее. Были у меня очень серьезные паузы, когда я не выходил на большую сцену. И вот Юлий Гусман предложил сыграть мне Дон Кихота и Сервантеса в "Человеке из Ламанчи". А этот мюзикл шел в Америке в 60-е годы, еще картина Козинцева была, где Дон Кихота играл Черкасов, а Санчо Пансу - Толубеев. Потом в Театре революции (сейчас Театр имени Маяковского - Прим. ред.) ставили такой спектакль, в нем прекрасно играли Александр Лазарев и Женя Леонов, а Дульсинею - великая Татьяна Доронина. И этот спектакль шел довольно-таки долго. А мне уже где-то 80 лет было. И вдруг мне такое делается предложение. Огромная психофизическая нагрузка, там ведь и вокальные номера есть. Но мы попробовали. Репетиции шли очень трудно, некоторые актеры уходили, отказывались от ролей, приходилось искать им замену.

- Почему уходили?

- Не верили в успех. Никто не верил. Только Юлий Гусман и моя супруга Иветта Евгеньевна Капралова. Но ожидания оправдались. Был огромный успех. Я сыграл 150 спектаклей. Наш зал огромный, на 2200 мест, не так просто заполнить, а публика идет на этот спектакль, потому что Дон Кихот говорит о каких-то наболевших и жизненных вещах, которые не оставляют людей равнодушными. Если у нас есть заповеди "не убий" и "не укради", то у Дон Кихота в этом спектакле есть своя заповедь. Ему говорят: "Дон Кихот, вдохни всей грудью живительный воздух жизни и задумайся над тем, как ты должен ее прожить". И он отвечает: "Не называй своим ничего, кроме своей души, люби не то, что ты есть, а то, каким ты хочешь и можешь стать. Станет все то, что жалко отдать, обузою на пути. Смотри вперед, в прошлогоднем гнезде птенцов уже не найти". Он говорит, что человек не может убивать человека. Он верит в человечность, добро и красоту. Когда у него идет диалог с Дульсинеей, она обращается к нему: мол, зачем все эти какие-то нелепые поступки? А он говорит: "Я надеюсь сделать мир чуточку добрее и милосерднее". Этот монолог просто современнейший!

- Дон Кихот близок лично вам?

- Очень близок!

- Вы ведь за эту роль даже подарок от испанского короля получили.

- Да, от Хуана Карлоса получил орден за исполнение этой роли. Был прием в испанском посольстве... Мне потом еще прислали два ящика вина: красного и белого.

- Вы же не пьете...

- Да, не пью, раздал все.

- Десятки лет вы выходите на сцену, встречаетесь со зрителем. Изменился ли зритель за эти годы?

- Да.

- И в какую сторону?

- В плохую.

- А в чем проблема современного зрителя?

- Проблема в культуре. Я убежден, что культура имеет первостепенное значение. Пусть меня сочтут дураком, я не обижусь, но бюджет страны начинать нужно с нее. Потому что культура может ликвидировать и коррупцию, и преступность, и все негативные явления нашей жизни, потому что культура, как сказал академик Лихачев, - это душа нации.

- Вы сказали, что согласиться участвовать в новой постановке в 80 лет было непростым решением, но сейчас, в без малого 100 лет, регулярно играете в нескольких спектаклях, проводите творческие вечера. И даже свое столетие собираетесь отметить на сцене…

- Нагрузка у меня огромная, да. И у меня гораздо большая ответственность перед выходом на сцену, чем у других. Потому что возраст есть возраст. Я к каждому спектаклю готовлю себя, а не то что роль или текст... У меня пять спектаклей, и все они здесь, в голове. И мне, как ни странно, зритель не простит ошибку.

- Почему?

- Возраст. Пора уходить. Понимаете, в чем дело? Но пока не было у меня каких-то… провалов. Значит, Господь Б-г мне помогает.

Беседовала Анна Кудрявская

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке