Большинству наших современников 3D-принтеры все еще кажутся фантастикой. Но в отличие от фотонных двигателей и прочих бластеров, 3D-принтеры абсолютно реальны и выпускаются во множестве модификаций. Те, что поменьше и попроще, напоминают кофеварку, а побольше и посложнее - роботов, установленных на линии по сборке автомобилей. Собственно, 3D-принтеры - это и есть промышленные роботы. Извините, если прочитав это, вы лишились еще одной иллюзии.
Итак, речь идет о механизмах, чьи действия жестко заданы программным обеспечением. Они могут выполнять сколь угодно сложные процедуры, но только если есть описание производственного цикла: взять вещество А, поместить в точку пространства Х, взять вещество Б, поместить в точку пространства Х+1, взять вещество А, поместить в точку пространства Х+2...
Недостатка в софте на сегодняшний день нет - компании-разработчики пишут его под каждый принтер. Количество программ разрастается, при этом их совместимость стремится к нулю. Сегодня, пока 3D-принтеры остаются экзотикой, игрушкой для исследователей и состоятельных фриков, это не создает особых помех. Завтра, когда с их помощью начнут выпускать товары повседневного спроса, это превратится в серьезную помеху. Вот эту проблему и собирается решить израильский R&D-отдел международной компании AutoDesk.
Компания начиналась в 1982 году с легендарной AutoCAD - системы автоматического проектирования (САПР), без которой уже нельзя представить труд архитекторов, инженеров, конструкторов. В настоящее время AutoDesk выпускает более 100 программных продуктов и активно разрабатывает новые. Одним из них должен стать Spark. В компании о нем отзываются, как об "Android для 3D-принтеров".
Android - это как Windows, только для смартфонов (точнее, уже не только, но это не важно в свете сегодняшней темы). Операционная система, которая обеспечивает работу любых приложений. Как и положено ОС, Spark будет содержать код выполнения множества операций. Это избавит разработчиков от необходимости придумывать все с нуля. А заодно обеспечит AutoDesk, де-факто разрабатывающей набор стандартов для 3D-моделинга, господствующее место в отрасли.
В принципе, ничего сложного - так сегодня любая графическая программа, та же Google Picasa, взаимодействует с любым обычным двухмерным принтером посредством Windows. А израильтяне научат любой компьютер работать с принтерами трехмерными.
Система будет open source - с открытым исходным кодом, который сможет просматривать и изменять каждый пользователь. Успех open source языка PHP, вытеснившего с рынка конкурентов и ставшего ведущим языком для создания веб-сайтов, доказывает правильность такого подхода.
Эйтан Царфати, возглавляющий израильское подразделение, отвечающее за разработку Spark, считает, что эра 3D-принтеров наступит гораздо быстрее, чем кажется. Вначале их приобретут большие торговые сети, потом - маленькие магазины, затем наступит черед обычных потребителей. Но для этого разработчикам ПО предстоит проделать огромный объем работы - сегодня написание программы для 3D-принтер под силу только опытным программистам, да и у них от 25 до 75% готовой продукции уходит в брак. Из-за чего? Необходимо учитывать свойства физических объектов, их взаимодействие между собой, воздействие на них различных физических и химических процессов. Только когда все это описано в двоичном коде, промышленный робот может довести процесс изготовления предмета до конца. Таких описаний пока немного, но со временем их число будет расти. А Spark обеспечит адекватную обработку этих описаний.
Сегодня каждый хочет быть оригинальным, обладать вещами, существующими в единственном экземпляре. Поэтому в магазине завтрашнего дня будут стоять мониторы, где, нажимая кнопки, вы сможете, например, задать расцветку и отделку одежды, которую собираетесь приобрести, а затем продавец распечатает ее вам на 3D-принтере.
Читайте также
Понятно, что такими утилитарными вещами применение новых технологий не ограничится - уже сегодня ученые разрабатывают инструкции по созданию человеческих органов. Показывать результаты медикам пока рано, но через несколько лет - кто знает? Однажды мы обязательно проснемся в новой реальности, и она создается уже в израильском хай-тэке.
Гарри Резниковский