Мошава а-германит - один из самых красивых районов Иерусалима. Своим названием он обязан немцам-лютеранам, решившим обосноваться на Святой земле и тем самым приблизить царство божие. Этих людей называли темплерами. По историческим меркам, их пребывание в наших краях было недолгим, от силы лет 80, да и то с перерывами, но след они оставили яркий, видный издалека - как дома на иерусалимской улице Эмек-Рефаим (Долине Великанов).
С этой улицы в 1873 году начиналась Мошава а-германит, Немецкая колония, четвертое по счету поселение, основанное выходцами из Южной Германии в Палестине. Экскурсовод Эрез Бартман начинает свой рассказ с международной обстановки. Обстановка была незавидная. В самом начале османского владычества в Иерусалиме, в 1537 году, Сулейман Великолепный влюбился в город, как в Роксолану, и заново отстроил крепостные стены и систему водоснабжения. Но его преемники равнодушно относились к колыбели трех религий. Иерусалим стал заурядным форпостом, защищавшим окрестности от бедуинских набегов. Застой длился триста лет.
Во второй половине XIX века османы растеряли былое величие, а империи Европы, наоборот, обрели невиданное могущество. И, когда они решили расширить свое присутствие на Святой земле, туркам было трудно им возразить. Россия, Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Италия - все хотели застолбить участок в Иерусалиме. Мало кому удалось втиснуться в Старый город, большинству пришлось выйти за стены. Там появились монастыри и соборы, миссии и школы. А сэр Моше (Мозес) Монтефиори построил для евреев целый квартал - Мишкенот Шаананим. Это было в 60-е годы XIX века. А в 70-е под стенами Иерусалима появляются немцы.
Родились они в районе Вюртемберга, сейчас это федеральная земля Баден-Вюртемберг с центром в Штутгарте. А в Палестину отправились под влиянием идей Кристофа Хофмана и Георга Давида Хардегга, убеждавших, что приход Мессии можно ускорить - надо лишь перебраться поближе к Святой земле. Вас, кстати, не удивило имя Давид? Ну, да, Хардегг был евреем, перешедшим в протестантство.
Первое поселение темплеры основали в 1868 году в Хайфе. Теперь эта колония реставрирована и превращена в популярный туристический аттракцион. Следующее поселение возникло в Яффо, затем, в 1871 году, была построена Сарона, ныне - еще более популярный тель-авивский центр для шопинга и развлечений, прямо напротив башен Азриэли-центра. В 1873 году закладывается первый дом иерусалимской Немецкой колонии. Район по сей день остается жилым, реконструкция там если и идет, то точечно, поэтому вид у него не такой прилизанный, как в Хайфе и Тель-Авиве, везде какие-то навесы и пристройки, но своеобразная атмосфера это искупает.
Реконструкция в Иерусалиме гремит совсем рядом - пусть и с большим опозданием, но и в столице решили возродить старую железнодорожную станцию. Она находится через дорогу от здания №1 по Эмек-Рефаим, бывшего молельного дома темплеров, который израильские власти в 1948 году передали армянской церкви. Сама станция уже превращена в открытку, все помещения заполнены магазинами и кафе, а вокруг еще идет ремонт. Кстати, в отличие от тель-авивской, иерусалимская станция получит еще и целую сеть пешеходных и велосипедных дорожек.
Сразу за теперь уже армянской церковью (передали ее временно, пока главный армянский храм находился в захваченном иорданцами Старом городе, но после 1967-го ничего менять не стали) идет стройка. Когда-то на небольшом пустыре хотела построить свою гостиницу международная сеть Four Seasons. Ей разрешения не дали, а вот израильской сети Isrotel удалось его получить. А иностранцам, вроде бы, пообещали пустырь напротив.
C другой стороны к стройке примыкает здание бывшей школы темплеров. Инженеры и архитекторы, вышедшие из ее стен, сделали немало для развития экономики и градостроительства на Святой земле. Страшное землетрясение 1927 года, то самое, которое оставило свой след на стене Кувуклии - часовни в Храме Гроба Господня, причинило ущерб и домам темплеров. Но благодаря железным прутьям, протянутым внутри стен и придававшим зданиям дополнительный запас прочности, ни одно из них не развалилось.
Владельцем первого жилого дома по улице Эмек-Рефаим (при темплерах - Газаштрассе) стал некий Маттеус Франк.
Земля на его участке в 5 дунамов (да и во всей немецкой колонии) была мало пригодна для обработки, но Франка это не смутило - он жил на доходы от мельницы и кондитерской. Надо полагать, жил неплохо, так как построил первый в Иерусалиме плавательный бассейн.
И остальные жители колонии сумели приноровиться к жизни на бедных землях. Скажем, дом напротив дома Франка построил Огуст Лендхольт. Здание оказалось ближайшим к железной дороге, и потому владелец открыл там пансион и паб, один из двух, которые были тогда в Иерусалиме. Многие годы без упоминания о них не обходился ни один иерусалимский туристический справочник. С 2006 года в бывшем пабе действует театральная школа для молодежи из группы риска. Здание получило собственное имя - "А-Мартеф" (подвал), этим же именем названа школа.
История есть у каждого дома на улице (подробно обо всех написано здесь). Чтобы не затягивать рассказ, остановимся только на одной - в доме, построенном в 1878 году, через 100 лет был найден пакет. Внутри лежали предметы, украшенные свастиками.
Пакет нашел на чердаке телевизионный мастер, которого пригласила выжившая в Катастрофе Хана Мендель. Ей была нужна антенна, чтобы смотреть единственный канал израильского телевидения. Прежних хозяев Хана не застала - их депортировали. С темплерами это происходило уже во второй раз.
Первый раз их выслали британцы во время Первой мировой войны. Отправили, как граждан вражеского государства в Александрию (Египет). Евреи тогда заступились за темплеров, с которыми у них были добрососедские отношения, и убедили британцев позволить им вернуться.
Через полтора десятка лет все начало меняться. В Германии пришел к власти Гитлер и немцы, пусть и прожившие в Палестине больше шести десятилетий, но сохранившие связи с родиной, стали проникаться национал-социалистической идеологией. В Палестине открылось отделение НСДАП во главе с неким Людвигом Бухартером, а при ней - гитлерюгенд. Во время Второй мировой войны англичане опять депортировали немцев, теперь в Австралию и заступаться за них, по понятным причинам, было уже некому. Правда, и оттуда - пусть и не по своей воле - они помогли евреям. Примерно 550 евреев с палестинскими паспортами оказались в Европе в начале войны и уже не могли вернуться обратно. При посредничестве швейцарского Красного креста немцы обменяли их на темплеров.
В 1948 году темплеры попытались вернуться, но через три года после Холокоста совместное существование оказалось невозможным (немцы, уже совсем другие, снова появятся в Израиле только в 1963 году). Деньги за оставленное ими имущество, Израиль выплатил темплерам из репараций, полученных от Германии. В их домах поселили европейских евреев. Сегодня темплеры из Австралии наведываются в Иерусалим, чтобы увидеть, где жили их предки.
В начале 50-х Мошава а-германит выглядела скверно - заброшенный, постепенно разваливающийся район. Сегодня это один из наиболее престижных кварталов столицы с соответствующими ценами на аренду и покупку недвижимости. Как говорят осведомленные люди, есть шанс, что в скором будущем район можно будет переименовывать во Французскую слободу - дома и квартиры активно скупают состоятельные религиозные репатрианты из Франции, большую часть времени живущие за морем и лишь на пару недель в году приезжающие в Израиль.
Это постепенно меняет характер Мошава а-германит - не так давно там закрылся последний некашерный магазин и все кафе демонстрируют самые строгие свидетельства о кашруте.
Одно из таких кафе, отлично подходящее для любителей пеших прогулок, - Bagelcafe. Вся еда очень вкусная и достаточно легкая, позволяющая, если надо, вскоре продолжить прогулку.
В меню, естественно, есть бейгале нескольких видов, горячие бутерброды, разнообразные зеленые салаты и салаты с рыбой - лососем, тунцом и форелью, омлет, просто яичница и сложно яичница - шакшука. Понятно, что в меню нашлось место для пицц и паст и для сыров. На десерт - чаи и кофе со сладостями. В целом получается средиземноморская, чуть более европейская, чем левантийская кухня в авторском исполнении - в кафе есть повар, который и готовит все блюда, ничего покупного нет, более того, даже продукты, в основном, свои.
Томер Тути открыл Bagelcafe 2.5 года назад на бойкой туристической улице. В таких местах всегда ест соблазн сделать ставку на туристов и "снизить планку". Но Тути соблазн победил - его кафе держится на завсегдатаях, среди которых немало русскоязычных.