Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Без кошек европейской цивилизации не было бы

Ни одна цивилизация, основанная на сельском хозяйстве, в которой основой пищевого рациона населения является хлеб – и не только хлеб, – без кошек не могла бы возникнуть.

26.03.2015
ShutterStock

Читайте также

Животные, которые спасли человечество от вымирания

Кому-то заголовок этой статьи может показаться слишком претенциозным. Тогда как на самом деле он чересчур осторожен. Скорее всего не только европейской цивилизации не было бы, если бы не было кошек. Ни одна цивилизация, основанная на сельском хозяйстве, в которой основой пищевого рациона населения является хлеб – и не только хлеб, – без кошек не могла бы возникнуть.

Появление земледелия стало колоссальным шагом первобытного человека из дикости в цивилизацию. Без земледелия там, человек мог бы существовать, только кочуя вместе с оленями или – наподобие армии Чингисхана – питаясь лошадиным молоком (кумысом) и кониной. Об оседлой жизни в деревнях, а тем более в городах не было бы речи. Без сельского хозяйства человеку в странах, в которых есть зима как время года, или всего лишь нет вечнозеленой растительности (примером подобного климата являлся Египет, а также Двуречье), ягодами, грибами, охотой и рыбой прокормиться было бы невозможно.

Идея о том, что растения можно выращивать, чтобы ими питаться, была, без сомнения, гениальной не меньше, чем идея маятниковых часов, радио и/или компьютера несколько тысячелетий спустя. А ее воплощение далекими – и, без сомнения, гениальными – предками современных людей не может не вызывать восхищения.

Однако как только научились выращивать злаки и хранить их в амбарах (а также в больших сосудах, созданных гончарами), возникла проблема мышей. Грызуны проникали в любой амбар и в любой негерметично закрытый сосуд. А если щелок не было, мыши могли их прогрызть, если бы захотели, почти что во всем, за исключением камня. Мыши, к тому же размножающиеся с громадной скоростью всюду, где есть достаточно пищи, могли съесть любой урожай.

Победить мышей не мог не только древний человек – не может и современный. Мыши, несмотря на все способы, которые человек применяет, продолжают жить в деревнях и городах рядом с ним. Тем более с мышами не в состоянии был справиться человек древний. Что было делать? И тут у неизвестного гения, к тому же весьма наблюдательного, возникла идея. А что, если использовать животных, которые едят мышей, но не едят зерна?

Естественными врагами мышей и крыс являлись кошачьи. Будучи хищниками, они едят грызунов, но не едят то, что едят грызуны. Кошки не едят ни пшеницу, ни рожь, ни вообще злаки. Возникла воистину потрясающая идея: использовать хищников, которые не едят злаки, рис, фрукты, овощи, ягоды, для охраны "амбаров" от грызунов. Мышей в первую очередь.

Но как заставить хищника поселиться в "амбаре"? Идея питаться плодами посаженных для употребления в пищу растений пришла до того, как кошка была приручена. Приручать кошку древнему человеку надо было не для удовольствия, а ввиду абсолютной необходимости: или оставаться в лесах и пещерах, либо начать жить на открытой местности, питаясь прежде всего продуктами, которые сами вырастили. А это, как показала практика, было совершенно невозможно без друзей человека, которых спустя тысячи лет мы называем кошками.

Но какого именно хищника использовать в качестве стража собранного урожая? О том, чтобы ловить львов или тигров для ловли мышей и крыс, речи быть не могло. А вот мелкий кошачий предок современной кошки вполне для этого подходил. Кто-то наподобие рыси или гепарда? А потому гениальный древний человек, благодаря изобретению которого сельское хозяйство стало возможным, без сомнения, поступил так. Поймал дикую про-кошку и отпустил в амбаре, из которого не было выхода. Когда открывали дверь, чтобы добавить или же взять продукт питания, который хранился в нем, кошку не выпускали. А может быть, "амбар" был ямой, открытой сверху. Из которого кошки выбраться не могли. Жили и питались мышами. Постепенно привыкая к новой, вынужденно "оседлой" жизни.

Ну а потом кошка стала приручаться мало-помалу. Кошек стали селекционировать и, кстати, обожествлять. Например, в Древнем Египте кошкам были посвящены целые храмы! Что совершенно неудивительно, если вспомнить об ирригационной системе Нила, позволившей на протяжении тысячелетий развивать земледелие. В Древнем Вавилоне примерно в то же самое время кошку боялись и поклонялись ей. Вспомним, что представление о том, что черная кошка, перебегающая дорогу, не к добру, родилось именно там за тысячу или более лет до нашей эры. И, стало быть, кошки уже были приручены, иначе бояться было бы некого.

Выскажу догадку-гипотезу: приручение кошки происходило параллельно с созданием амбаров зерна. А значит, с возникновением земледелия. Кошка и земледелие – по крайней мере на заре земледелия – были как близнецы-братья. Кошка стала другом человека в том смысле, что помогала человечеству есть. Расселяться на Север, не умерев с голоду. А также в районы, в которых не было вечнозеленой растительности. Как Дельта Нила или Двуречье.

Таким образом, кошка была приручена практически одновременно с возникновением сельского хозяйства. Вряд ли раньше, так как до этого надобности приручать кошку не было. А значит, не было бы цивилизации в странах, где для того, чтобы не быть голодным, достаточно круглый год трясти банановое дерево, кокосовую пальму и есть листья, как обезьяны. Или кочевать вместе с оленями, питаясь олениной и оленьим молоком – как чукчи. Или как половцы, постоянно перемещавшиеся в открытой степи и питавшиеся кониной и кумысом. (Напомним, что в армии Чингисхана за пролитие молока кобылицы на землю была положена смерть.)

Кошки – напомним, кстати, – сегодня охраняют не только амбары. И не только наши дома от мышей. Но также дворцы и музеи. В Эрмитаже, к примеру, на балансе (как говорится) в настоящее время "работают" 70 котов. История эрмитажных котов восходит к эпохе Елизаветы Петровны, когда крысы и мыши прогрызли в (тогда деревянном) Зимнем дворце множество щелей и дыр. А затем, когда здание Эрмитажа стало каменным, сгрызали драгоценные экспонаты. Проблема была решена после того, как в Эрмитаж из Казани завезли кошек. Аналогичные проблемы, без сомнения, были и в Возрождение, и в Средневековье, и в Античные времена, и в древности. Не будь кошек (которые к тому времени были уже приручены, потому что без земледелия не было бы не только дворцов, но и домов и оседлой жизни как таковой), не было бы ни Эрмитажа, ни Лувра, ни города, ни деревни.

Без кошки невозможно было бы сохранять урожай не только до весны, но даже и до зимы. Человек не мог бы оторваться от зеленого леса (саванны, джунглей). Не мог бы строить не только города, но даже деревни. Без кошки не было бы европейской цивилизации, потому что цивилизация началась с земледелия, а без кошек выращивание злаков было бессмысленным.

Согласившись с этим, отдадим должное гениальности наших далеких предков, которые придумали – да, да, сначала придумали, а потом сделали – приручить кошек. Без которых не было бы земледелия, а значит (оглядываясь из будущего, в котором живем мы с вами, наслаждаясь благодаря кошкам плодами цивилизации, которой без кошек не было бы и быть не могло), цивилизации. Не было бы ни Парижа, ни Лондона, ни Москвы, ни Флоренции, ни даже деревни и фермы. Что и требовалось, как говорят математики, доказать.

Юрий Магаршак

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке