Старая площадь Свободы в Минске - место знаменитое, историческое. С ним связано много ярких событий в истории города. Коренные минчане могут многое рассказать о судьбе этого места, о тех превращениях, которые оно претерпевало. Площадь Свободы сегодня выглядит по столичному роскошно, нарядно. Изменилась кладка мостовой, абрис улиц. На месте старого военкомата, из которого уходили служить в армию тысячи молодых минчан - сегодня стоит одна из самых авторитетных и интересных художественных галерей республики. Она носит имя великого белорусского художника Михаила Савицкого. Здесь в начале августа открылась выставка работ фотографа, скитальца, израильтянина и гражданина мира Алика Замостина.
Эта экспозиция продолжает серию персональных выставок Замостина, которые он объединил в единый цикл и назвал "Точка зрения". От выставки к выставке немного меняется состав работ, уточняется концепция, появляются новые фотографии. Фотохудожник Замостин упорно ищет свой художественный вектор, и не оглядываясь на авторитеты и расхожие теории, строит свой собственный мир.
Для чего человек берет в руки фотокамеру? Для чего подсматривает рост зеленого листа, вглядывается в странную карту времени, впечатанную в ствол огромного дерева; ждет того особого мгновения, когда милое уставшее лицо любимой женщины станет таким созвучным лицу куклы, которую она держит в руках? Фотография - искусство противоречивое, спорное, капризное. Споры о том, искусство ли фотография, вырастают из феноменальной скорости, с которой развивается техника на Земле. Человечество уже становилось свидетелем того, как упорно и упрямо ломались копья вокруг этой потрясающей игрушки - кино. Техника или рукотворное чудо? Уникальность человеческой личности или хорошо сбалансированный набор технических приспособлений? Проявление неповторимого стиля или просто каскад отобранных неодушевленных приемов?
Алик Замостин не вникает в теорию, в спорах не участвует и о своем методе говорит очень скромно, мельком. Он не боится сравнений со знаменитыми авторитетами-фотохудожниками, не сыплет терминами. В своей большой и пестрой жизни он многое повидал и многому научился. Коренной минчанин, один из тех, кто хорошо знает и хранит традиции этого космополитичного и очень своеобразного города, он совсем юным уехал в Израиль. Солдатом дошел до Бейрута. Уехал в США, но жил и в Канаде, искал себя в Нью-Йорке и в Торонто. Строил, учился понимать людей, видел водопады и слушал тонкую снежную струну в ночных горах. Подсмотрел преломление света и изменения цветов в кронах, освещенных нежным солнцем деревьев. Задумался о том, что каждая минута отпущенной нам на земле дороги значительна и самоценна.
Все его фотографии - это стенограмма мгновения, и в конечном счете - стенограмма жизни.
Читайте также
Мгновение мимолетно. Мгновение отличается эфемерностью, иллюзорностью. Его невозможно задержать. Его суть невозможно сформулировать. Пулями или цветочными лепестками проносятся мгновения. И все же мгновение невозможно отменить как невозможно и вернуть. Хотя вспоминать и трактовать его можно бесконечно, создавая вокруг короткой "Точки зрения" новые и новые параболы и миры.
Почти сорок фоторабот в экспозиции, открытой в эти дни в галерее Савицкого, спокойно, без суеты фиксируют миг. Это поток взглядов, река впечатлений. На торжественном открытии выставки Алика Замостина "Точка зрения" в Минске выступили Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Республике Беларусь Йосеф Шагал (который к тому же является весьма неординарным писателем и журналистом, владеющим метафорой как творческим инструментом), известная белорусская художница Зоя Луцевич, директор Государственного исторического музея Белоруссии Олег Рыжков. На открытии присутствовали видные общественные деятели, журналисты, художники. За огоньками ромашек в зеленой траве, за ведущими свою повесть разноликими гранатами, за схваченными на лету новеллами о кувшинах, стаканах, красках, дольках чеснока, о деревьях, уходящих по дороге к дому светлой волной стояло звучание рояля. Необычное, абсолютно нестандартное оформление экспозиции помогал создавать художник и дизайнер Геннадий Козел. Недавняя выставка в Гомеле, в музейно-парковом комплексе Румянцева-Паскевича, в изящном дворце, сохранившем дыхание балов и отзвук глубоких мыслей участников и героев большой истории, вызвала несомненный интерес; ее посетили около восьми тысяч человек. Выставка в галерее Савицкого открывает новый этап в творчестве фотохудожника Алика Замостина; впереди - выставки в Европе, Израиле и США.
Инна Шейхатович