Читайте также
Фотографии, вырвавшись за пределы домашних альбомов, вдобавок ко всему прочему разделили людей на толстых и тонких. Тонкие, убедившись, что они фотогеничнее, стали настаивать на своем превосходстве
Это сделалось очевидным после того, как в высказываниях новых апостолов "движения тонких" недвусмысленно стали проскальзывать нотки презрения к людям, обладающим, с их точки зрения, не столь совершенным телами. Сила их убежденности в своей правоте оказалась такова, что незыблемые общечеловеческие ценности вроде превалирования внутреннего над внешним заметно пошатнулись.
Почему люди не худеют
Одной из первых в непримиримую войну с теми, кто пренебрегает усилиями по совершенствованию своего тела, вступила блогер, а с недавних времен еще и писательница Лена Миро, одна из книг которой носит характерное название "Я тебя похудею". Непримиримость к людям, которые не соответствуют идеалу (каковой, судя по всему, являет сама автор), зашкаливает: "Всякие жирные любят мне говорить: ты, Лена, всех заставляешь заниматься фитнесом. Ты - практически фитнес-фашист. Иди в зал, мол, а не то отругаю". Как раз подобного рода лексический радикализм и позволил Миро вырваться на топовые позиции. Ее стиль - провокация, которая в "Живом журнале" как раз и позволяет выделиться среди прочих. Но степень популярности Миро не стоит преувеличивать. Ее посты так бы и остались своеобразной формой стимулирования читательниц к изменению образа жизни, если бы не последователи, обладающие куда более высоким статусом и степенью влияния.
Первой проговорилась Тина Канделаки, ныне, ко всему прочему, генеральный продюсер телеканала "Матч ТВ". В пылу твиттер-полемики с Василием Уткиным, который позволял себе по отношению к ней недвусмысленные колкости, Канделаки сорвалась: "Знаете, многим #жиробасам нужно пересмотреть свое отношение к спорту. Начинайте тренироваться понемногу, глядишь, втянетесь". Это замечание можно было списать на эмоции, возникшие в ходе разбирательств, если бы не почти два миллиона или даже больше подписчиков Тины в социальных сетях, которые на протяжении нескольких предшествующих месяцев могли наблюдать, какое количество усилий она совершает, чтобы позволить себе произнести эту фразу. Речь идет о ежедневном исполнении комплексов не самых легких упражнений, которые, возможно, сделали тело Канделаки куда более совершенным. Фактически это прозвучало как микроманифест, в котором люди, по тем или иным причинам склонные к полноте, были, во-первых, обозначены очень специфическим лексическим термином, а во-вторых, обвинены в лени и нежелании работать над собой.
Следующей, кто заявил о своих предпочтениях в том, как должны выглядеть люди, стала еще одна из "лидеров мнений" - Ксения Собчак. Здесь уже не может быть никаких сомнений в степени искренности этого заявления: "Я не люблю жирных людей. То есть я еще могу понять толстых по болезни, но остальных - нет. Я никогда не понимала и уже, наверное, не пойму феномен “жопы без границ” от Кардашьян, но я рада, что в мире моды по-прежнему худоба - обязательное условие большого успеха, и не надо обманываться". Это всего лишь ответ главного редактора журнала L’Officiel на многочисленные упреки в том, что модели, сфотографированные для обложки очередного номера, выглядят излишне худыми. В этом заявлении, сделанном в сети Instagram, сделанным также на двухмиллионную аудиторию, содержится сразу несколько фундаментальных посланий: помимо личных предпочтений Собчак мы узнаем также, что люди, которым не свойственна худоба, не могут рассчитывать на успех. Как следует из ее дальнейшего пассажа про "женщин дальнобойщиков", речь идет не только о мире моды.
Мания совершенства
Самосовершенствование - это базовый концепт, который служит философским обоснованием для фитнес-движения. Он подкрепляется потоком литературы, который учит тому, как повысить свою эффективность во всем: в профессиональной сфере, в общении с людьми, в способности распоряжаться своим временем. Проблема этого концепта в том, что у него нет четких критериев, по которым можно оценивать степень собственного совершенства. Возможно, после своеобразного прокачивания мозгов посредством чтения литературы и прохождения тренингов человек в состоянии изменить представления о мире, но видимых результатов может и не быть. Не исключено, что все останется на уровне внутренних ощущений.
Переход из категории "толстых" в категорию "тонких" ощутим физически. Человек не только видит свое отражение в зеркале измененным, но и, что самое важное, у него становится все меньше причин скрываться от фотокамер. Сюжет с заголовком "Они похудели, чтобы хорошо выглядеть на собственной свадьбе" - один из самых расхожих на портале AdMe, создатели которого видят свою миссию в распространении "неограниченных порций доброты". История о том, как человек худеет, превращается в сказку, сюжет которой можно сравнить разве что с "Золушкой" Шарля Перро: ничем не примечательная девочка приходит в зал, начинает "работать над собой" - и через некоторое время оказывается в фокусе всеобщего внимания, в том числе мужского. Отсюда родом сила притяжения Ольги Маркес, лидера музыкального коллектива Alai Oli. Она с вызовом использует в продвижении созданной ею школы идеального тела бренд #Sekta и предлагает ее слушателям радикально изменить образ жизни: "Идеальное тело - это не кубики на животе, не цифра на весах, не бирка на одежде. В моем представлении это тело, которое дает возможность жить полной, здоровой жизнью без оглядки на правила и запреты; жить, не боясь еды, не загоняя себя до полного изнеможения в зале". Курсы, которые включают в себя продуманную последовательность упражнений и строгую диету, как следует из информации, размещенной на сайте школы, прошли 22 тыс. человек.
Но "эффект ощутимого результата" может оказаться и ловушкой. В числе достижений спортсменки Ирины Фоменковой, о которых она успела отчитаться в социальных сетях, - уменьшение веса на 23 килограмма в течение 70 дней. Этот результат потребовал от нее полной самоотдачи. Ради него она отказалась от привычной социальной карьеры, бросив учебу и работу. Взамен Ирина получила краткую возможность насладиться своими фотоизображениями, превратив часть жизни в реалити-шоу. За это ей пришлось расплатиться не только долгими месяцами изнурительных тренировок и строжайшей диеты, но, возможно, и собственной жизнью. В 20 лет у нее остановилось сердце.
Обратная сторона культа
Если бы речь шла только о фотографиях, желание похудеть не стало бы до такой степени массовым. Есть еще более важные причины: пройдя серьезные испытания на прочность, человек получает доказательства собственной исключительности. Процесс похудения удивительным образом внешне совпадет с "умерщвлением плоти", являющимся неотъемлемым элементом сектантского движения. Самоограничение в еде и следующие за ним метаморфозы тела формируют специфическое сознание, которое включает в себя "взгляд поверх голов". Сосредоточенность на собственном теле, постоянная его демонстрация приводит к тому, что человек вопреки общепринятым культурным нормам обращает внимание в первую очередь на внешность другого человека и на недостатки, которые ему могут быть присущи, с эффектом преувеличенного восприятия. Для него чужое несовершенное тело становится еще одним проявлением несовершенства мира, которое следует немедленно устранить. Скорее всего, отсюда пожелание, сформулированное как "пересмотреть свое отношение к спорту".
Культ тела, каким бы оно ни было, худого или с характерными округлостями, как у Ким Кардашьян, - это не что-то новое. Привычка им восхищаться известна с античных времен. Легенда о спартанском обычае сбрасывать со скалы новорожденных детей, относительно которых у старейшин возникли сомнения, что они смогут вырасти достойными воинами, - это ее обратная сторона. Победа немецких атлетов в общем зачете на берлинской Олимпиаде 1936 года, чьи тела были воспеты Лени Рифеншталь в фильме "Олимпия", стала триумфом Национал-социалистической партии. Обратной стороной этой победы стал Освенцим и другие лагеря, в которых уничтожались люди, чья форма черепа не подходила под установленные стандарты. Теодорос Терзопулос, поставивший в электротеатре "Станиславский" спектакль "Вакханки", где в качестве главного героя выступает бог Дионис, говорил о том, что фашизм является высшей точкой культа Аполлона, когда в стремлении к тотальному совершенству рано или поздно возникает идея смести с лица земли все несовершенное. В день премьеры спектакля, который совпал с днем освобождения Освенцима, он произнес речь, в которой неожиданно заявил, что "печи Освенцима не погашены, в них сжигаются все новые и новые жертвы". Тогда было непросто понять, что именно он имеет в виду.
Вячеслав Суриков