Читайте также
Креативный редактор Sobesednik.ru Дмитрий Быков об удовольствии, с которым придворные артисты любят Владимира Путина.
Борис Акунин всего-то процитировал Сэй-Сенагон: "Приятно наблюдать, как придворные выражают радостную благодарность. Распустив по полу длинные подолы, с табличками в руках, они склоняются перед Сыном Неба. Потом старательно и усердно исполняют ритуальный танец, низко кланяясь". Такие ассоциации у него вызвали восхваления некоторых деятелей российской культуры в адрес нашего Сына Неба.
Иван Охлобыстин ответил: "Вы, по Вольтеру, должны умереть за мое право свободно высказывать свои мысли. Высказываю - умрите же наконец. Вам не нравится Путин? Хорошо! Предложите альтернативу, в конце концов, возглавьте всех сами. Если сможете. Но пока такой возможности нет, не путайтесь под ногами у просыпающейся от долгого, болезненного сна нации. Мы хотим идти вперед, идти своим путем, путем особенным, чужим не понятным. Дважды два - четыре, H2O - вода, Крым наш. Путин - лучший из государственных деятелей последних десятилетий, русский народ - народ-богоносец, и мир будет спасен, хочет он этого или нет". Охлобыстин добавил, что Акунин - пожилой беллетристик, написавший много хороших книг, но связавшийся не с теми людьми.
Иван Охлобыстин тоже не очень молод, ему скоро полтинник, во что, конечно, поверить невозможно, но, сколь ни печально, это так (причина моего недоверия - не ангельская свежесть его таланта, но изумительный инфантилизм поведения). Он, в отличие от Акунина, не написал ни одной хорошей книги, да и не мог, потому что общепринятых критериев для него не существует. У нас свой путь, чужим его не понять. Понимает ли Охлобыстин, как он выглядит в этой полемике, особенно на фоне Акунина? Понимает, еще бы не понять. Юродствует он по обыкновению или уже утратил грань между юродством и безумием? Думаю, утратил. Следует ли из этого, как полагает Борис Акунин, что в России "живут два народа" с разными критериями и традициями? Нет, не следует. Просто слаб человек, и одним нравится быть плохими, а другим нет.
Не надо думать, что они заблуждаются. Все они прекрасно понимают. И телевизору они не верят, потому что телевизор давно не заботится о правдоподобии. И кровожадности в них особой нет. И на Украину они в общем плевать хотели, и Путина забудут через полчаса после того, как он тем или иным путем исчезнет с телеэкрана и из новостей. Просто у каждого свой источник творческой энергии. Одни любят быть хорошими, а другим это скучно, и они хотят быть плохими. Такие люди есть в любом обществе, более того - такое стремление есть в каждом человеке. Просто у нас сейчас так сложилось, что эпоха благоприятствует именно таким людям и их стремлениям. И Охлобыстин отлично видит себя со стороны, но он именно таким себе и нравится - грубым, наглым, противным. Он умеет быть другим, но не хочет. Он переживает творческий экстаз от падения в грязь, и это чувство разделяют с ним примерно четверть деятелей культуры и процентов десять населения страны. Цифры критические, но не смертельные.
А остальным, к сожалению, просто по фигу и Охлобыстин, и Акунин - и это самое грустное.
Быков Дмитрий