Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель Авив
+29+23

Салат

А
А

Крылья Юсупова

Усталость и инерция отступают. Глаза, душа как-то странно раскрываются навстречу чему-то высокому и небанальному. Наступает момент искусства.

19.11.2015
Источник: salat.zahav.ru
Zahav.ru Whale Studio

Бурные дни этого ноября сметают (или пытаются смести) все пейзажи, кроме военных. Трагичных. Реквиемных. Погасить радость и талантливость, романтику и высокую поэзию. Этим милым питекантропам на земле уже просто некуда деться от злых современников. И тем не менее… Начинается концерт, приходят в зал люди. Иногда они сами не понимают, зачем, почему их тянет в эти кресла, к освещенной сцене, к лунному лесу скрипок, альтов, к золотому шитью валторн. К другой звуковой и душевной реальности. Усталость и инерция отступают. Глаза, душа как-то странно раскрываются навстречу чему-то высокому и небанальному. Наступает момент искусства.

Zahav.ru undefined


В зале Центра сценических искусств уже несколько лет успешно и авторитетно правят бал музы. Музыка здесь - главная! Талантливые и яркие люди сменяют друга друга в серии комментированных концертов, в синтетическом цикле "Классика без границ". Его задумала и сохраняет ему верность пианистка, подвижник музыки Элла Пасик. В этом сезоне уже сыграли свои фортепьянные баллады музыканты ансамбля "Multipiano", талантливые и увлеченные, которых ведет от открытия к открытию, от победы к победе профессор Томер Лев. Зал в тот вечер был и очарован, и вдохновлен: скорбный "Фронтиспис", эта тонкая и страшная миниатюра Мориса Равеля о войне и смерти, соседствовала с колоритным звучанием шедрого на мелодии Берджиха Сметаны, а мистическая, экспрессивная, театральная "Ночь на Лысой горе" Мусоргского неслась вперед, неудержимо, свободно, великолепно, и только недоумением и печалью отзывались в памяти строки критиков - современников композитора о том, что сочинение не удалось, что его следует сжечь… В финале концерта пианисты "Multipiano" сыграли "Кармен-сюиту" в переложении для восьми рук и ударных. Овации в тот вечер долго не смолкали…

Время бежит, ресурсы газетных площадей не очень велики, о культуре подробно не удается написать никому. И мы, сказав свои короткие слова благодарности пианистам, переходим к следующему вечеру в цикле "Классика без границ".

Zahav.ru undefined


Этот концерт можно с полным правом назвать "Юсупов без границ". Хорошо известный в мире Беньямин Юсупов, композитор, дирижер, пианист, скромно трудится в Израиле на ниве музыкального воспитания молодых, ведет оркестр в Кфар-Ярок. Права на эксклюзивность издания его сочинений приобрело себе авторитетнейшее издательство "Сикорски". Неистовый Прометей виолончели, один из главных мировых лидеров тспласиовый Музыка Юсупова звучит много и с успехом. Но произведение, написанное десять лет назад, концерт "Альт-Танго-Рок" для альта и симфонического оркестра, пришло к слушателям Израиля только сейчас. Эту музыку, остро современную, вызывающе свободную и оригинальную в нашем концерте сыграл Хайфский симфонический оркестр под управлением маэстро Юсупова, солисткой выступила профессор многих академий музыки, уважаемая и эмоциональная Анна Серова, живущая и работающая в Италии. Уже более десяти лет Анна Серова также увлекается танго. А в Альтовом концерте Юсупова есть много места для импровизаций - и для танца тоже. Первый исполнитель, вдохновитель написания этого концерта Максим Венгеров тоже станцевал, с прелестной темпераментной партнершей-бразильянкой. И это придало пикантности, исповедальности, жара, тайны. И вот у нас, в Израиле, на родине, Вениамин Юсупов дирижирует своим эксцентричным детищем. Вторым произведением в этой программе он выбрал третью, "Героическую", симфонию Бетховена. Оба полотна примерно одинакового объема. Оба - каждый на своем этапе, в своей исторической ситуации - ознаменовали новую веху на музыкальном пути. До Бетховена никто не писал музыку с политическим оттенком, не пытался вместить в части симфонии движение народных масс, смену формаций, траурный марш на похоронах героя. Про музыку этого марша Ромен Роллан сказал, что здесь в процессии движется все человечество. Юсупов тоже стремится найти новое, свежее, еще не апробированное. Анна Серова играет Альтовый концерт с бесконечным уважением к тексту - и свободно. Легко и нарядно. Вкусно. Сочно. Ее смычок словно рисует мощный и грозовой мир, в котором притаилось, затерялось маленькое сердце. Ждущее чуда. Уставшее от неизбывной тоски. Непокоренное. Об этом кричит-пляшет танго. Об этом - реплики электрического альта, рвущие душу и приказывающие измениться. Масштабные. Планетарные. Об этом танец двоих. Ведь вся жизнь - это танец двоих. Не умеющих и не смеющих обрести самих себя и друг друга. Или - победившие сомнения и слабость. Метания от отчаяния к апломбу - и обратно. Добавлю, что этот концерт композитор посвятил жене, любимой Ирине. Альтистке по складу души и образованию. Подруге и маме троих прекрасных юных Юсуповых.

"Альт-Танго-Рок" - это музыка-предвестие. Предсказание. Волевая парадигма творческого человека. Так не развлекают - так сгорают дотла. И этим полыханием передают свою информацию дальше.

Zahav.ru undefined


Зал понял. Зал принял. И благодарно аплодировал. Цветы качнулись в руках исполнителей. Оркестр, сыгравший слаженно и качественно, был еще под сводами музыки. Поклоны. Крики "Браво!". То, что осталось после сияния - световая полоска, осколок памяти, ассоциации, жар - осталось надолго. Взмах крыльев - вот что такое музыка Беньямина Юсупова. Музыка ведь так и существует - придет, обожжет - и обратит к звездам. Туда, где родина всех мечтателей, героев, поэтов. Туда, где даже в наши жесткие времена живут идеалы и истинная красота.

Инна Шейхатович

Читайте также