Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель Авив
+18+14

Салат

А
А

История о том, как Владимир Познер и евреев, и арабов разозлил

Кажется, что фильмом "Еврейское счастье" недовольны все - и евреи, и антисемиты, и жители Израиля, и те, кто ненавидят эту страну.

Vladimir Pozner
Фото: Getty Images

Кажется, что фильмом "Еврейское счастье", который известный российский журналист Владимир Познер создал совместно с телеведущим Иваном Ургантом, недовольны все - и евреи, и антисемиты, и жители Израиля, и те, кто ненавидят эту страну. 

Документальный восьмисерийный фильм-путешествие, в котором Познер и Ургант рассказывают об Израиле, вышел в новогодние праздники на Первом канале (эфир заключительной серии 15 января). Несмотря на то, что картина замечательно снята и весьма информативна, особенно для тех, кто мало знает об Израиле, фильм сразу же попал под огонь критики. 

Экие вы неблагодарные, евреи! 

Фильм создан при финансовой поддержке и полном содействии Министерства туризма Израиля, что не мешает обнаружить в нем досадные фактологические ошибки. Но и это еще не все! Некоторым зрителям-израильтянам показалось, что от картины веет весьма ощутимым антисемитским душком. В основном претензии предъявлялись Владимиру Познеру, журналисту с непростой репутацией. 

Среди того, что особенно возмутило израильских зрителей, в первую очередь неприятие Познером Иерусалима. "Город превращен в восточный базар", "уродливый, грязный, не единый город", "Иерусалим - не живой город, им управляют давно умершие религии", - утверждает в фильме журналист. 

Вот некоторые комментарии к оценке Познером столицы Израиля. 

"Так-так-так: теперь народ с болью сердешной обсуждает претенциозные блеяния о Иерусалиме старого хамелеона советского иновещания. Как тут не вспомнить бессмертное о Джоконде: "Эта дама нравилась стольким поколениям мужчин, что уже может выбирать, кому нравиться, а кому нет!" - пишет в Facebook глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин. - По отношению к Иерусалиму я уже давно составляю первое впечатление о человеке. И пока оно никогда не оказывалось обманчивым". 

К тому, что редакторы недосмотрели, и в фильме, например, перепутаны дело Дрейфуса и дело Бейлиса, а семисвечник с восьмисвечником, Горин относится с юмором. 

"Дрейфус-Шмейсус, Бейлис-Шмейлис! Знает, что это евреев гнобили, а не евреи гнобили - и на том спасибо. Экие вы неблагодарные, евреи! … Слушайте, ну надо что-то делать с этой нашей местечковой мелочностью! Семисвечник-восьмисвечник - сколько разговоров из-за одной несчастной свечки! Боритесь с собой, йидн!" - пишет он. 

В результате Горин вообще отказался давать какие-либо комментарии по поводу фильма: "Много серий об Израиле на российском телевидении - это хорошо. Так и запишите. А об остальном не скажу, ибо не смотрю такое. Зачем мне мнение Познера об Израиле?!" 

Помимо пренебрежительных пассажей о Иерусалиме израильтяна возмутило заявление Познера, что Израиль якобы не заинтересован в мире. 

"Посмотрела и полночи не могла заснуть. Это надо такое сказать, что Израиль не заинтересован в мире! Это не он спросит у Бога (как ему не стыдно), это Бог скажет (как тебе не стыдно Познер!)?" - пишет одна из возмущенных зрительниц. 

"Я не считаю фильм антисемитским, просто записки постороннего, но сложно ожидать глубины анализа от человека, который никогда здесь не жил и глубоко нашей жизнью не интересовался", - более сдержанно пишет другая израильтянка. 

В целом относительно спокойно оценивает фильм живущая в Израиле российская журналистка Ольга Бакушинская, которая, однако, не может удержаться, чтобы слегка не пнуть автора. 

"Это очень доброжелательный фильм, израильтяне, - успокаивает она сограждан. - Скучновато местами, но начали защищаться от Познера вы зря. Видите ли, он вообще скучный журналист. Без харизмы. Он не может, не умеет заставить сердце провалиться в желудок. Он и сам холодный, аккуратный сотрудник спецслужб, который эти службы презирает". 

Спокойный и достойный разбор еще до завершения показа фильма сделала живущая в Израиле петербургская журналистка Алла Борисова. 

"Да, нам, израильтянам, кажется, что фильм Владимира Познера об Израиле состоит из штампов и банальностей. Но мы - пристрастны", - пишет Борисова в статье "Иерусалим и не такое видел" на портале jewish.ru. 

По словам журналистки, Израиль, где, как пел Высоцкий, "на четверть бывший наш народ", - особый случай. Касается это и отношения жителей к Иерусалиму. 

"Нам-то известно, что Иерусалим, например, - сложный город. В каком-то смысле он вообще не город, строящийся веками для жизни. Он - некое метафизическое явление, существующее как ответ на множество вопросов, цель всеобщих устремлений и многовековых чаяний. Осматривать его с обычным туристическим любопытством - это как забивать гвозди микроскопом. … И все бы ничего, если бы не снобизм героя, вечно брезгливое выражение лица, пожимание плечами со сцеженным безразличием: "Я ничего не почувствовал", - пишет Борисова. 

Однако при всех претензиях к фильму журналистка видит в нем и то, что, возможно, сыграет положительную роль, в том числе для посмотревших картину россиян, для которых в последнее время, волею обстоятельств, оказались закрыты египетские и турецкие курорты. 

"Если охладиться слегка, не обращать внимания на ляпы и навязчивый product placement, можно увидеть в фильме много интересного и полезного. Он очень красиво снят, для интервью выбраны интересные, яркие люди - писатели, режиссеры, артисты, талантливые экскурсоводы и жители кибуцев. Он явно привлечет в страну много туристов - особенно в свете всё время сужающегося для россиян поля туристических возможностей", - уверена автор статьи. 

Антипалестинская пропаганда 

Фильм оказался не по нутру и тем, кому, видимо, сильно не по душе и само существование государства Израиль. "Антипалестинской пропагандой" называет сериал Познера и Урганта российский портал islamnews.ru в статье "Приключения Познера и Урганта в Израиле". 

Приведем несколько цитат: 

"Авторы фильма убеждены, что "арабы живут здесь 1500 лет" - большой прогресс по сравнению с официальной сионистской доктриной, которая на каждом перекрестке вопит, что "арабы понаехали сюда в 30-х годах XX века из зависти к богатым еврейским поселенцам". 

"И вот сладкая парочка московских высокооплачиваемых телеведущих спускается в старый палестинский колодец и рассказывает изумленным зрителям, что тут течет подземная река царя Давида. Палестинцы называют ее источником девы Марии, поскольку никаких следов царя Давида не существует - но об этом им не рассказали". 

"Обладатель трех паспортов (США, Франция, Россия) захлебывается от восторга: как хорошо обучены спецслужбы, как зорко они за всем наблюдают и как надо всему миру перенять этот великолепный опыт". 

И т.д., и т.п. Комментировать и эту статью, и несколько подобных вполне антисемитских и антиизраильских материалов, также размещенных на российских ресурсах, было бы как-то странно - они скорее должны заинтересовать на предмет нарушения статьи о разжигании межнациональной розни. 

Еврейский юмор 

А закончим наш небольшой обзор самым популярным комментарием на фильм "Еврейское счастье", который кочует по всем пабликам, где идет обсуждение произведения Познера. 

- Ребе, а что вы скажете за этого Познера и Урганта? 

- А что, они-таки поженились? 

- Да нет, шо вы, упаси Бог! Просто сняли фильм, где ругают евреев, ругают Иерусалим, ругают Израиль... 

- О, я вас умоляю. Если бы кто-то снял фильм, где хвалят евреев и Израиль, тогда стоило бы опасаться. А так - это нормальный гешефт: два еврея ругают Израиль, а гои смотрят и платят деньги. Это еще Иисус и апостол Павел начали... 

Елена Янкелевич

Источник: ФАН

Метки:

Читайте также