Такого праздника, как Новый год, в Израиле нет, но он есть. И праздновать его не принято, но празднуют - чем дальше, тем больше. Даже про загадочного Сильвестра теперь почти не вспоминают, отмечают New Year или Новигод, с которым в этот раз поздравил русскоязычных израильтян сам глава правительства. В ночь с 31-го на 1-е все труднее экспромтом попасть в ресторан или гостиницу - места занимают заранее, и веселятся всю ночь напролет, даже если первый день января - будний.
Тут, конечно, возможны варианты. Где-то - пластиковые елки и Дед Мороз со Снегурочкой, где-то просто музыка до утра, без объяснений, по какому поводу застолье. В гостиницах, где принят кашрут, то есть во всех израильских гостиницах, обычно бывает второй, сдержанный вариант. Получается, как в анекдоте про монашку - и досыта, и без греха.
Плюс во всей этой игре - можно никуда не ехать в ночь, когда вся дорожная полиция поднята на ноги. Уже только ради этого стоит предпочесть гостиницу. Осталось решить, какую. Понятно, что она должна быть на севере или в горах - там зимними ночами холодно, и это сразу придает происходящему ностальгический оттенок. Столь же очевидно, что она должна быть хорошей. И желательно - необычной. Рассмотрите такой вариант - отель Elma в Зихрон-Якове.
Сегодня его можно без натяжки назвать роскошным, а когда-то был проще некуда. Здание построили в 1968 году, как санаторий, принадлежащий пенсионной кассе Гистадрута "Мивтахим". Чтобы приехать туда, нужно было состоять в профсоюзе, иметь профбилет - все как в СССР, даже марки клеили после уплаты взносов. Все было чинно и уныло, от всех отдыхающих требовали "прибавить в весе" и буквально заставляли есть. У израильтян рассказы об этой эпохе вызывают ностальгическую усмешку. У нас, впрочем, тоже.
В 1972 году архитектор Яаков Рехтер, который построил здание, получил за него Премию Израиля. Он выстроил корпус в модном ныне стиле green architecture задолго до того, как возникло само это понятие. Здание было спроектировано с учетом расположения солнца и господствующих ветров, поэтому во всех комнатах было прохладно даже летом (а речь идет о временах, когда кондиционеров в Израиле еще не было). Кроме того, в комнатах днем хватало света, хотя солнце никогда не слепило глаза.
Все было замечательно, но в конце 70-х в Израиле началось массовое строительство гостиниц. Санатории стали быстро терять популярность и наш тоже захирел. Номера пустовали, и поэтому в 1974 году правительство решило использовать весьма необычным образом. История эта известная, но не все знают, что дело происходило в Elma.
Так вот, в том году в Израиль вернулись наши военнослужащие, которые были взяты в плен египтянами и сирийцами во время Войны Судного дня. Их разместили в санатории и допрашивали несколько месяцев, чтобы узнать, что они рассказали врагам на допросах. Один из самых знаменитых израильских сериалов - "Хатуфим" (схваченные, похищенные - ивр.) основан на событиях, которые разворачивались в Elma. Для всех участников этих событий они стало травмой - освобожденных пленных доставили прямо в санаторий, даже не дав повидаться с родными, а те ничего не знали об их судьбе.
В 1975 санаторий превращают в гостиницу, которая продержалась до 2002 года. Дела идут далеко не блестяще, гостиница закрывается, здание пустует. В 2005 году "Мивтахим" выставляет его на продажу - под снос. И тут на сцене появляется Лили Эльштейн.
Она внучка основателей Зихрон-Якова, ее семья приехала в 1882 году из Румынии, ныне это очень известная фермерская династия. Семья ее мужа, Йоэля-Моше Эльштейна - тоже известные фермеры и одни из 300 семей-основателей компании "Тева". Но Йоэль-Моше и Лили встретились не в чистом поле, а в университете, где они учились на искусствоведов. В деньгах молодые не нуждались. Лили становится меценатом, опекает начинающих деятелей искусства, покупает работы молодых художников (со временем эта коллекция будет выставлена в Elma).
Затем Лили работает в ВИЦО. Одним из проектов, который она курировала, становится продвижение новых репатриантов. Это происходит в 90-е годы, то есть, она занимается нашей алией. Лили устраивает у себя дома сольные концерты, куда приглашает людей из мира музыки и так помогает многим начать новую карьеру в Израиле.
Флори Морган, экскурсовод Elma, рассказала, как ее однажды попросили организовать в гостинице некий званый вечер для узкого круга, где должен был выступать очень молодой и безумно знаменитый пианист Даниил Трифонов, лауреат множества престижных конкурсов, в том числе израильского, имени Артура Рубинштейна. Флори все устроила, благо, в гостинице есть два роскошных рояля Steinway и решила рассказать об этом Лили. Сказала - приезжает Трифонов, может, слышали о таком? Лили очень разволновалась - неужели он будет здесь, этот чудесный мальчик? Он же репетировал у меня дома каждый раз, когда приезжал в Израиль! Лили знает всех и обо всем.
Теперь, когда вы знаете Лили чуть лучше, вы легко поймете, почему, когда здание выставили на продажу, именно Лили купила его и в 2006-м превратила в Elma - Elstein Music & Art. Она вложила много денег и труда, и создала роскошную гостинцу, которая является одновременно и центром искусств. Тогда она была в возрасте 75 лет, сейчас ей 87, но она продолжает активно участвовать в жизни гостиницы, бывает на всех концертах, которые там проводятся.
Другими словами, Лили приходится бывать в отеле каждый день - в двух залах Elma все время кто-то выступает. Большой зал известен тем, что в нем установлен настоящий орган с 1414 трубами, созданный немецкой фирмой Orgelbau Klais, один из немногих в Израиле. Зал также славится своей превосходной акустикой. Тут проводился первый международный фестиваль "Дни Моцарта" и тут же вскоре состоится второй, где выступит 60 израильских и зарубежных музыкантов. Обещают даже оркестр, который будет играть на инструментах времен Моцарта и в манере, которая была принята при его жизни.
В малом зале, который называется "Куб", обычно царит менее пафосная атмосфера, тут есть барная стойка и столики, это скорее, арт-кафе, где можно услышать не только классическую, но и популярную израильскую музыку. Конечно, это не будет откровенная попса. За последнее время в "Кубе" принимали Ишая Риво, чье творчество можно определить, как религиозная музыка-light, Моша Бен-Ари, Идана Райхеля, Йорама Гаона, Шломо Шабана, исполнителей этнической музыки Шломи Саранга (греческие песни) и Лираз Чархи (песни на парси). Это хорошо известно любителям жанра. Меньше людей слышало о том, что зал можно превратить в театральные подмостки. Камерный театр давал там представление "Гамлета", причем зрители сидели вокруг, а действие происходило в центре зала, как во времена Шекспира. Под полом "Куба" скрываются три платформы, которые позволяют изменить его так, что можно организовать практически любое выступление. Но обычно в нем звучит музыка и вход в зал бесплатный для всех (доход гостинице приносит бар).
Естественно, в таком отеле и еда должна быть под стать. Завтрак в Израиле, впрочем, почти не меняется от гостиницы к гостинице, разве что в Elma выбор побольше и качество получше. Зато ужин - Table D’Hote, с меню, официантами возле каждого столика и вином без ограничений.