Эмоциональная прививка от аутизма
Фото: Shutterstock.com
Эмоциональная прививка от аутизма

Психологи из США заявляют об успешном подавлении симптомов аутизма в младенчестве

Ученым из Университета Калифорнии удалось избавить нескольких детей от аутизма и задержек в развитии при помощи Infant Start, новой стратегии борьбы с этим расстройством. Ее ключевыми элементами являются две вещи - начало терапии в самом раннем возрасте, от 6 до 12 месяцев, и обучение мам и пап искусству быть родителями. Об итогах пилотной проверки Infant Start рассказывает пресс-служба заведения.

"Этого удалось добиться не терапевтам, а родителям. Именно они были теми людьми, которые проводили все свои дни рядом с ребенком. Все небольшие моменты в жизни младенцев - смена подгузников, кормление, игра с родителями на полу, прогулки и другие виды физической активности - являются критически важными для их обучения. Никто, кроме родителей, не может столь полно воспользоваться этими эпизодами в жизни их детей для максимизации их умственного и физического развития", - раскрывает секрет Infant Start ее автор, Салли Роджерс из Университета Калифорнии в Дэвисе.

Роджерс и ее коллега по университету Салли Озонофф являются сторонниками относительно новой для современной психологии идеи, что аутизм начинает проявляться в самые первые месяцы жизни ребенка. Высокая пластичность мозга ребенка в это время, как считают сторонники идеи раннего аутизма, говорит в пользу того, что от него можно избавиться не только при помощи пока не существующих лекарств и генной терапии, но и при помощи классических психологических приемов.

Сегодня большая часть социальных программ по интеграции аутистов в общество и по восполнению пробелов в их развитии начинаются только в три-четыре года по той причине, что аутизм крайне сложно диагностировать у детей возрастом двух лет или меньше. Статистика Центра контроля за распространением болезней США (CDC) показывает, что большая часть детей-аутистов получает подобный статус в США на четвертом году жизни. Как считают психологи из Университета Калифорнии, текущие стратегии борьбы с аутизмом заранее обречены на провал, так как базовые социальные навыки формируются на протяжении первого года жизни ребенка, и в четыре года их "перезапись" уже почти невозможна.

Наблюдая за ростом и развитием сотен младенцев на протяжении нескольких лет, Роджерс и Озонофф выяснили, что вероятность развития аутизма у ребенка значительно повышается, если его поведение соответствует пяти открытым учеными шаблонам. Так, если младенец долго смотрит на отдельные предметы, часто повторяет одни и те же действия, медленно учится произносить слоги, почти не реагирует на жесты и действия родителей и больше заинтересован в физических объектах, чем в окружающих, то есть большая вероятность того, что он станет аутистом.

Психологи смогли найти среди знакомых им по предыдущим экспериментам и по клинической практике семь семейных пар, в которых уже есть ребенок-аутист и в которых недавно появился младенец, обладающий этими "шаблонам" поведения. Заручившись поддержкой родителей, калифорнийские исследователи решили проверить свои теории о раннем предупреждении аутизма на этих младенцах, чей возраст составлял от 6 до 15 месяцев на начало эксперимента.

Для избавления детей от аутизма ученым не пришлось придумывать ничего нового. Годом ранее Роджерс разработала методическое пособие ESDM, помогающее психиатрам обучать неопытных родителей тому, как правильно общаться и развивать детей-аутистов в возрасте от одного года до двух лет. Используя адаптированный вариант этой программы, психологи провели серию мастер-классов с родителями, в рамках которой они показывали им, как правильно играть с младенцем, как захватывать его внимание и как понимать то, чего хочет ребенок.

Когда обучение завершилось, ученые отпустили детей и родителей в "свободное плавание", периодически навещая их первые два месяца эксперимента - все семьи жили в часе езды от кампуса университета. Каждый год ученые приглашали родителей к себе в гости и несколько часов беседовали с ними, оценивая изменения в подходах к воспитанию ребенка, после чего замеряли уровень интеллектуального и физического развития младенцев.

Результаты этого эксперимента, как утверждают исследователи, были действительно потрясающими: уже через первые шесть месяцев после проведения мастер-классов Infant Start дети заметно сократили отставание в развитии, чего не наблюдалось среди младенцев в контрольной группе. Через год поведение и уровень интеллекта у детей, принявших участие в опытах Роджерс и Озонофф, были в целом такими же, как и у их нормальных сверстников.

"Почти все дети в нашем исследовании - шесть из семи, если быть точными, догнали своих сверстников по уровню развития способностей к обучению и владению языком к тому времени, когда им было два или три года. По сути, нам удалось нейтрализовать задержки в развитии, которые испытывали эти младенцы, хотя в одном случае этого так и не произошло", - продолжает калифорнийский психолог.

Как подчеркивает Роджерс, ее исследовательская группа не ставила перед собой задачу вылечить аутизм. "Я не пытаюсь изменить или уничтожить все те положительные вещи, которые добавляют в наше общество люди-аутисты. Многообразие человеческой природы является тем, что сделало нас доминирующим видом на планете. В нашем исследовании мы всего лишь попытались нейтрализовать те проблемы с развитием детей, которые связываются с аутизмом".

Несмотря на успешное завершение пилотного проекта по проверке Infant Start, Роджерс признает, что для окончательного подтверждения эффективности этой методики нужны более масштабные эксперименты с участием сотен и тысяч детей. К подобным выводам склоняются и другие ученые, не участвовавшие в эксперименте Университета Калифорнии в Дэвисе. К примеру, директор Центра аутизма и связанных расстройств в Балтиморе Ребекка Ланда, заявила Wall Street Journal, что авторы исследования не могут однозначно говорить о том, что их подопечные действительно были аутистами. По ее словам, для проверки этих утверждений и эффективности Infant Start нужны повторные долгосрочные исследования.

"Моя цель - дать детям и взрослым, страдающим от симптомов аутизма, возможность успешно участвовать в повседневной жизни и принимать участие в функционировании общества в любой роли. У них должна быть интересная и удовлетворяющая их работа, их образование должно соответствовать их задачам и нуждам, они должны быть окружены близкими людьми. Они просто должны наслаждаться жизнью", - заключает Роджерс.

Александр Телишев

counter
Comments system Cackle
«агрузка...