Когда-то именно репатрианты из бывшего СССР завезли в Израиль моду на дорогих породистых собак. Прошло 20 лет, и они же занялись судьбой собак без роду и племени, беспризорников, которых подбирают на улице.
Недавно на территории питомника в Кфар-Эс в районе Нетании состоялось очень необычное мероприятие - состязания четвероногих, в которых призы давали людям. Все было честно: "Кубком лучшего друга" награждали не за прыжки через препятствия, а за любовь к дворняге - такую же искреннюю, как та, которой собака одаривает хозяина.
Спортивный конкурс, а потом еще и собачье дефиле в карнавальных костюмах придумали в НКО "Мой лучший друг". Создал ее и теперь председательствует там Борис Ярошевский. Ближайший помощник - его жена Альфира. Оба работают программистами, в НКО денег не получают. И никто из членов организации не получает. А начиналось все так…
- Год назад мы не представляли себе, что будем заниматься чем-то подобным, - рассказал Борис, - Мы очень любим животных, у нас своих две собаки, три кошки, все подобранные, и все-таки мы были очень далеки от этой темы. Все произошло случайно: мы попытались пристроить котенка и увидели, что люди, которые держат у себя дома животных, зачастую находятся в бедственном положении. Никто о них не знает, никому до них нет дела, они сами крутятся, как могут. Мы решили помочь им, сделать самое простое - открыть группу в Factbook и просили участников - ребята, если можете, переводите шекелей по 50 в месяц туда-то и туда-то.
Мы думали, что откликнется человек 20-30. Оказалось, что неравнодушных людей намного больше, особенно среди русскоязычных израильтян. Но выяснилось, что и людей, нуждающихся в помощи, гораздо больше. Мы не представляли себе размеров проблемы. Мы знали несколько человек - вот женщина держит 10 кошек, а эта держит пять, а тут пошел такой поток информации о приютах для животных, о несовершенстве законодательной базы, о том, что даже существующие законы не работают и заставить их работать невозможно, нет прецедентов.
У нас образовалась инициативная группа и 16 сентября НКО "Мой лучший друг" было официально зарегистрировано. Уже есть сеть добровольцев, насчитывающая несколько сот человек. А нашу страницу на Facebook в неделю читают от 50 до 100 тысяч русскоязычных израильтян. Есть теперь и группы в WhatsApp, по городам, объединяющие координатора и команду волонтеров. Это работает так - вот собака на улице. Ее надо куда-то пристроить, у нас нет приюта (нет, кстати, и офиса), значит, кто-то должен взять ее на передержку, пока она не найдет постоянный дом. Ее надо отвезти ее к ветеринару (мы нашли замечательную клинику для животных "Шидма", там все на высочайшем уровне и они сами всегда помогают четвероногим). Поиск людей, которые всем этим займутся, ведется через социальную сеть.
Помогая животным, невозможно не помогать людям, которые этим занимаются. Скажем, самый простой случай - есть женщина, одинокая, не владеет ивритом. Оказалось, что в ее отделении банка нет русскоязычного сотрудника. Нашлись люди, пошли с нею в банк и помогли с переводом.
А вот случай сложнее - несколько дней назад в Нагарии у девушки, которая кормит кошек, причем делает это в полном соответствии с законом, возник конфликт с религиозными соседями (вы знаете отношение религиозных к животным). Девушка - одна в Израиле, с онкологическим заболеванием, она звонит и плачет в пятницу вечером, говорит, что ее ударили, разбили лицо. Для нас с вами это ситуация, в которой понятно, что делать правовым путем. И вы, и я в состоянии обратиться в полицию, в состоянии потребовать, чтобы приняли заявление. Но девушка на ломанном иврите начала объяснять ситуацию, а ей сказали: ну, раз это связано с кошками, обращайся в муниципалитет. Не помогло даже то, что инцидент был заснят на телефон. В сети сообщили, что нужно срочное вмешательство - ей угрожали, что придут ночью. Понятно, что это была пустая болтовня, но девушка была напугана - одна в стране, одна в квартире… Сразу нашлись люди, которые приехали, помогли открыть дело в полиции и остались с нею в квартире. Она боялась за жизнь котят, которых кормила, нашелся человек в Нацерете, который был готов забрать котят, и другой человек, который их туда отвез. Так работает система.
По мнению Бориса, "Кубок лучшего друга" (кстати, в роли ведущего выступил Илья Аксельрод, которого все знают по Comedy и каналу "Израиль Плюс") - это лучший способ убедить людей, что то беспородная собака ничем не уступает породистой, а собака из приюта может стать полноценным членом семьи. Иногда из-за бессердечности людей собакам выпадают страшные испытания. И все же волонтерам удается вернуть собакам веру в людей и найти им теплый дом.
- Мы хотим проводить "кубок" регулярно, - говорит Ярошевский, - чтобы хоть какой-то процент из тех, кто это увидит, пришел потом в приют, или посмотрел в объявление интернете и взял животное к себе домой. На сайте НКО для этих целей недавно был открыт специальный раздел.
- А сможет он справиться с такой задачей? Скажем, человек поддался естественному порыву, взял собаку, но надо же уметь с нею ладить. Пес - стайное животное и нередко претендует на роль вожака…
- Желание быть главным в стае - это относится к достаточно ограниченному числу пород. Конечно, мы не рекомендуем людям, у которых никогда не было собаки, брать даже какую-либо помесь бойцовских собак. Есть и другая проблема. Вот люди обращаются: ой, нам страшно нравится хаски. Действительно, добрейшая собака, которая агрессивной не бывает в принципе, и все ее помеси такие же. Но с нею надо бегать хотя бы раз в день. Хаски, австралийская овчарка - с ними обязательно надо бегать, иначе они разнесут весь дом. Поэтому мы всегда подбираем спокойных животных, с железной психикой, которые никогда не попытаются поставить себя выше человека.
На "Кубке лучшего друга" собирали пожертвования. Зачем нужны деньги, подробно объясняется на сайте: на спасение брошенных собак и кошек (да, кошками в "Лучшем друге" тоже занимаются), оплату совсем не дешевых услуг ветеринара, на корма и наполнитель для лотка. И только для себя участники НКО не просят ничего. Их награда - любовь их питомцев.
Читайте также
Гарри Резниковский