Читайте также
- Букеровскую премию вручили за самый короткий роман о космосе
- Пять страниц Понибоя Кертиса, изгоя из "Изгои" Сьюзан Хинтон
- Нобелевская премия по литературе присуждена "за напряженную поэтическую прозу"
- Говорил ли Марк Твен: "Есть три вещи, которые женщина способна сделать из ничего: шляпку, салат и скандал"?
- Знаменитые споры и конфликты писателей
"Чего ты жалуешься, поэзию уважают только у нас — за нее убивают"(из письма жене Осипа Мандельштамма)
Были времена, когда стихи не просто читали, а упивались, да от руки в альбомы переписывали. Поэтов же боготворили, принимая за небожителей. Сами поэты, осознавая свой поэтический долг, "глаголом жгли сердца людей" да почитали себя пророками. Читателя держали на расстоянии – не смешиваясь с чернью.
Потом наступили другие времена, не менее благодатные для поэзии. Поэтов стало так много, что они разделились: одни выдавали себя за инопланетян, питались исключительно амброзией, жили в "башне из слоновой кости" и служили Музам. Зато другие – "перо, приравняв к штыку" - изучали "Коммунистический манифест", носили желтые блузы и эпатировали обывателя грозным криком: "Долой ваше искусство"! Пока советская власть, поэтов уважив, не удушила и тех и других мозолистыми руками в "ежовых рукавицах".
Но не умерла Поэзия. Как феникс из пепла восстала, обрела прежнюю величавость, надела замшевую курточку, заняла почетное место в президиуме. По-прежнему публика на поэтические вечера ломилась, а общественность живо поэму "Братская ГЭС" обсуждала.
Любому веку нужен свой пиит. Гони мерзавца в дверь - вернется через окошко.(Бахыт Кенжеев)
И вдруг – как рукой сняло. Взаимное разочарование привело к обоюдоострому конфликту. Поэты пошли своей дорогой – читатели выбрали другой путь.
Так сразу и не разберешь: кто же виновник сего разлада, что явилось причиной тотального равнодушия к поэзии? То ли сами поэты так долго замыкались в своем элитарном кругу, так резко отделяли себя от толпы, что превратили поэзию в мудреную "игру в бисер". В итоге - от них отвернулись.
А может читатель, увлеченный политической чехардой, Интернетом и поисками заработка – отвернулся от современной поэзии и обратился к прозе быта.
Показательной в этом плане была передача "В Нью-Йорке с Виктором Топаллером", прошедшая 26 октября на телеканале RTVI. Мы знаем, что гостями Топаллера обычно становятся разные медийные персонажи: артисты, режиссеры, певцы, журналисты. И вдруг сюрприз: в студии появляется поэт Бахыт Кенжеев, живущий в Нью-Йорке. Не бард, поющий песни на свои стихи, не поэт-песенник, а настоящий поэт – милостью божьей. Что само по себе – удивительно!
К большому стыду ничего не слышал о таком поэте, ничего не читал и не ожидал ничего интересного от знакомства с казахским акыном. Оказалось, блестящий, тонкий, современный поэт. Удивительно скромный, обаятельный и мудрый.
Неужели хвалиться нечем? Нитка, пяльцы, канва, игла.В ненаглядной Европе вечер, а в России и вовсе мгла.(Бахыт Кенжеев)
Как оказалось, целая плеяда серьезных русских поэтов обосновалась в городе Большого яблока. Понятно, что поэтам, пишущим по-русски, сегодня ни доллара не заработать своим ремеслом – тем не менее, многие даже в таких условиях продолжают творить.
Однако, если я по-настоящему проголодаюсьЯ начну поедать своих захватчиков.Берегись… Берегись… моего голодаИ моего гнева! (Махмуд Дервиш "Удостоверение личности")
И все же иногда вспыхивает интерес к поэзии, а общественность обращает взор на сей странный предмет. Такое возможно лишь в одном случае – когда поэт случайно забредает на поле политики.
Если в России поэзия когда-то и была избранным жанром, то в Израиле читать ее, спорить о чистой поэзии, ходить на поэтические вечера – что-то из области фантастики. Говорят о ней только в прошедшем времени и только в школе.
На моей памяти один-единственный раз общественность напряглась, журналисты перья навострили и началась оживленная дискуссия. Правда, предметом спора выступил не израильский поэт (что было бы логично), а арабский - Махмуд Дервиш. А спор разгорелся по поводу решения Министерства образования рекомендовать для изучения в школе творчество палестинского поэта.
Споры те давно забылись, поэзию Дервиша, ненавидевшего евреев, как не изучали, так и не изучают, но осадок остался.
Еще раз вспомнили о роли поэта спустя пару лет, когда лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс опубликовал пасквиль на нашу страну, где яростно разоблачал злодеяния Израиля. Возбужденная общественность заспорила о свободе выражения, покритиковала незадачливого поэта и благополучно забыла его стихи. До следующего скандала.
Зустріньте ворогів, як діди ваші,Чтоб не топтался здесь чужой сапог. (А. Бывшев "Украинским патриотам")
Недаром сказано: два мира – две поэзии.
Для сравнения: израильские левые, в лице Йоси Сарида, бывшего лидера МЕРЕЦа, пытались навязать еврейской школе арабского поэта, всем сердцем ненавидевшего Израиль. И никто не возражал, считая законным право поэта на самовыражение и лютую злобу к стране, в которой он проживал.
Российская же общественность считает совершенно законным решение Кромского райсуда, отнесшего стихотворение А. Бывшева к экстремистским и подстрекательским. Нет, поэтов пока не убивают, но в тюрьму посадить уже готовы: "Кромской райсуд Орловской области признал "экстремистским материалом" стихотворение "Украинским патриотам", написанное жителем райцентра, пгт Кромы, Александром Бывшевым".
Читатель, благополучно добравшийся до конца статьи, не может не спросить в недоумении: собственно говоря, что хотел автор сказать, для чего городил весь огород? Что мало читают стихов? Что поэтов не приглашают в телестудии?
Дело вовсе не в этом. Хотелось обратить внимание на явление, коснувшееся многих литератур: умирание высокого искусства, потеря к нему интереса. А русских поэтов предостеречь: фильтруйте базар, пииты! За него вам придется отвечать.