Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Салат

А
А

Фильтруйте базар, поэты!

И все же иногда вспыхивает интерес к поэзии, а общественность обращает взор на сей странный предмет. Такое возможно лишь в одном случае – когда поэт случайно забредает на поле политики.

18.11.2014
Источник:salat.zahav.ru
ShutterStock

Читайте также

"Чего ты жалуешься, поэзию уважают только у нас — за нее убивают"(из письма жене Осипа Мандельштамма)

Были времена, когда стихи не просто читали, а упивались, да от руки в альбомы переписывали. Поэтов же боготворили, принимая за небожителей. Сами поэты, осознавая свой поэтический долг, "глаголом жгли сердца людей" да почитали себя пророками. Читателя держали на расстоянии – не смешиваясь с чернью.

Потом наступили другие времена, не менее благодатные для поэзии. Поэтов стало так много, что они разделились: одни выдавали себя за инопланетян, питались исключительно амброзией, жили в "башне из слоновой кости" и служили Музам. Зато другие – "перо, приравняв к штыку" - изучали "Коммунистический манифест", носили желтые блузы и эпатировали обывателя грозным криком: "Долой ваше искусство"! Пока советская власть, поэтов уважив, не удушила и тех и других мозолистыми руками в "ежовых рукавицах".

Но не умерла Поэзия. Как феникс из пепла восстала, обрела прежнюю величавость, надела замшевую курточку, заняла почетное место в президиуме. По-прежнему публика на поэтические вечера ломилась, а общественность живо поэму "Братская ГЭС" обсуждала.

Любому веку нужен свой пиит. Гони мерзавца в дверь - вернется через окошко.(Бахыт Кенжеев)

И вдруг – как рукой сняло. Взаимное разочарование привело к обоюдоострому конфликту. Поэты пошли своей дорогой – читатели выбрали другой путь.

Так сразу и не разберешь: кто же виновник сего разлада, что явилось причиной тотального равнодушия к поэзии? То ли сами поэты так долго замыкались в своем элитарном кругу, так резко отделяли себя от толпы, что превратили поэзию в мудреную "игру в бисер". В итоге - от них отвернулись.

А может читатель, увлеченный политической чехардой, Интернетом и поисками заработка – отвернулся от современной поэзии и обратился к прозе быта.

Показательной в этом плане была передача "В Нью-Йорке с Виктором Топаллером", прошедшая 26 октября на телеканале RTVI. Мы знаем, что гостями Топаллера обычно становятся разные медийные персонажи: артисты, режиссеры, певцы, журналисты. И вдруг сюрприз: в студии появляется поэт Бахыт Кенжеев, живущий в Нью-Йорке. Не бард, поющий песни на свои стихи, не поэт-песенник, а настоящий поэт – милостью божьей. Что само по себе – удивительно!

К большому стыду ничего не слышал о таком поэте, ничего не читал и не ожидал ничего интересного от знакомства с казахским акыном. Оказалось, блестящий, тонкий, современный поэт. Удивительно скромный, обаятельный и мудрый.

Неужели хвалиться нечем? Нитка, пяльцы, канва, игла.В ненаглядной Европе вечер, а в России и вовсе мгла.(Бахыт Кенжеев)

Как оказалось, целая плеяда серьезных русских поэтов обосновалась в городе Большого яблока. Понятно, что поэтам, пишущим по-русски, сегодня ни доллара не заработать своим ремеслом – тем не менее, многие даже в таких условиях продолжают творить.

Однако, если я по-настоящему проголодаюсьЯ начну поедать своих захватчиков.Берегись… Берегись… моего голодаИ моего гнева! (Махмуд Дервиш "Удостоверение личности")

И все же иногда вспыхивает интерес к поэзии, а общественность обращает взор на сей странный предмет. Такое возможно лишь в одном случае – когда поэт случайно забредает на поле политики.

Если в России поэзия когда-то и была избранным жанром, то в Израиле читать ее, спорить о чистой поэзии, ходить на поэтические вечера – что-то из области фантастики. Говорят о ней только в прошедшем времени и только в школе.

На моей памяти один-единственный раз общественность напряглась, журналисты перья навострили и началась оживленная дискуссия. Правда, предметом спора выступил не израильский поэт (что было бы логично), а арабский - Махмуд Дервиш. А спор разгорелся по поводу решения Министерства образования рекомендовать для изучения в школе творчество палестинского поэта.

Споры те давно забылись, поэзию Дервиша, ненавидевшего евреев, как не изучали, так и не изучают, но осадок остался.

Еще раз вспомнили о роли поэта спустя пару лет, когда лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс опубликовал пасквиль на нашу страну, где яростно разоблачал злодеяния Израиля. Возбужденная общественность заспорила о свободе выражения, покритиковала незадачливого поэта и благополучно забыла его стихи. До следующего скандала.

Зустріньте ворогів, як діди ваші,Чтоб не топтался здесь чужой сапог. (А. Бывшев "Украинским патриотам")

Недаром сказано: два мира – две поэзии.

Для сравнения: израильские левые, в лице Йоси Сарида, бывшего лидера МЕРЕЦа, пытались навязать еврейской школе арабского поэта, всем сердцем ненавидевшего Израиль. И никто не возражал, считая законным право поэта на самовыражение и лютую злобу к стране, в которой он проживал.

Российская же общественность считает совершенно законным решение Кромского райсуда, отнесшего стихотворение А. Бывшева к экстремистским и подстрекательским. Нет, поэтов пока не убивают, но в тюрьму посадить уже готовы: "Кромской райсуд Орловской области признал "экстремистским материалом" стихотворение "Украинским патриотам", написанное жителем райцентра, пгт Кромы, Александром Бывшевым".

Читатель, благополучно добравшийся до конца статьи, не может не спросить в недоумении: собственно говоря, что хотел автор сказать, для чего городил весь огород? Что мало читают стихов? Что поэтов не приглашают в телестудии?

Дело вовсе не в этом. Хотелось обратить внимание на явление, коснувшееся многих литератур: умирание высокого искусства, потеря к нему интереса. А русских поэтов предостеречь: фильтруйте базар, пииты! За него вам придется отвечать.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке