Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Салат

А
А

Евгений Князев: "Вахтанговский стиль - это быть страстным... "

В преддверии гастролей Евгений Князев поделился секретами одного из лучших российских театров.

06.07.2015
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

С 27 по 29 августа в рамках Х Международного фестиваля "Гешер" пройдет спектакль театра им. Евгения Вахтангова "Улыбнись нам, Господи" в постановке Римаса Туминаса. В преддверии гастролей ведущий актер театра и исполнитель одной из главных ролей Евгений Князев поделился секретами одного из лучших российских театров 

- Роль в спектакле "Улыбнись нам, Господи" стала для вас третьей работой с художественным руководителем театра Римасом Туминасом. Кто он - ваш персонаж? 

- Сюжет спектакля прост: три еврея собираются вместе и едут спасать сына одного из них. Рассказанная театральным языком, банальная, казалось бы, история превращается в философскую притчу о жизни людей, о проблемах, с которыми сталкиваются все. Мы все везем нашу телегу жизни, о которой писал Пушкин: "Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка... ". На нас наваливаются тяготы жизни, а мы продолжаем идти. "Время гонит лошадей"... Мой персонаж Шмуле-Сендер - простой водовоз, а слова говорит мудрые, философские. Например, об отношениях родителей и детей: "Куда бы мы ни шли, куда бы ни ехали, мы идем и едем за нашими детьми, а дети едут от нас все дальше и дальше, и никогда мы с ними не встретимся. Что делать, если с детьми можно только прощаться?" Мы хотим избавить детей от пожара, а они "лезут в огонь, потому что не умеют возле него греться", - так говорит мой герой. И таких мыслей огромное количество в спектакле. Значительность, мудрость, умение стойко переносить неудачи, встречающиеся в жизни, - в этом мой персонаж. 

Римас Туминас и Евгений Князев на репетиции спектакля "Улыбнись нам, Господи". Фото: пресс-служба Московского театра имени Е. Вахтангова

 

- Он близок другому знаменитому еврейскому персонажу - Тевье-молочнику из романа Шолом-Алейхема. Кстати, ваш коллега по Вахтанговскому театру, великий русский актер Михаил Александрович Ульянов блестяще сыграл Тевье в телеспектакле Сергея Евлахишвили... 

- Это была прекрасная работа Ульянова. А я именно сейчас в Украине снимаюсь в роли Тевье-молочника. В фильме заняты как украинские, так и российские артисты. Режиссер - Владимир Лерт. На какой-то период съемки приостановились, но потом возобновились. Половина картины снята. Наш фильм о том, что люди разных национальностей, живущие рядом, должны жить в мире и терпимости по отношению друг к другу. 

- Видел ли уже спектакль "Улыбнись нам, Господи" автор - Григорий Канович?

- Спектакль видел его сын, и постановка ему понравилась. А к Григорию Кановичу мы скоро приедем сами. Очень надеемся, что встретимся в Израиле с автором. Канович - известный писатель в истории советской литературы. Его произведения я читал еще в восьмидесятые годы.

- У каждого режиссера есть свои фирменные "штучки". Очень интересно узнать, как репетирует Римас Туминас? Каков его фирменный стиль? 

- Римас Владимирович - очень увлекающийся человек. В каждом спектакле он придумывает целый мир, и стиль каждого спектакля разный. Он репетирует, не навязывая определенного рисунка, а потом достраивает образ, сочиняет роль. Фирменный стиль Туминаса - талант. Один из немногих режиссеров России, он - приверженец психологического репертуарного театра, продолжатель вахтанговских традиций.

Сцена из спектакля "Улыбнись нам, Господи" Московского театра имени Е.Вахтангова. Фото: Валерий Мясников из архива Московского театра имени Е. Вахтангова

 

- В чем они, эти традиции? Что отличает Вахтанговский театр от других?

- Вахтанговские традиции - это поступать наперекор, выкидывать коленца, иронизировать сквозь слезы, смех и даже смерть. Вахтанговский стиль - это быть страстным и уметь прокомментировать свою страсть, быть породистым и надменным, и презирать свою надменность, и доказать свою породу. Вахтанговская игра - это одним штрихом создать образ и в следующее мгновение его разрушить, небрежно стряхнуть с языка остроту, заплакать сухими глазами и засмеяться уголками глаз, смешать эксцентрику с психологизмом, раздуть из мухи слона и так же небрежно его не приметить. Даже из пустяка создать шедевр и при этом не раздуваться от гордости, быть старым и мудрым, но чувствовать себя молодым и не брюзжать, что немощен и стар... Вахтангов был предельно предан своему учителю Станиславскому. Он умирал, делая "Принцессу Турандот", и не смог прийти на премьеру. О триумфе спектакля, ставшем "визитной карточкой" нового театра, Вахтангову сообщил Станиславский. Наверно, если бы Евгений Багратионович был здоров, ему бы досталось за новаторство, эксперименты, фантазию, но он был слишком болен, и Константин Сергеевич не захотел "казнить" его... Вахтанговское направление сохранилось не только потому, что был великий Вахтангов. Да, он ставил замечательные спектакли, но в двадцатые годы XX века было много ярких режиссеров: Мейерхольд, Таиров, Сушкевич, Грановский... Мы знаем много случаев, когда после смерти режиссера меняется линия театра, а спектакли помнят разве что театроведы и поклонники. С Вахтанговым этого не случилось. Его внук Евгений Сергеевич вспоминал, что бабушка была удивлена тому, что имя Вахтангова с годами становится все более ярким. Ученики Вахтангова стали продолжать и развивать его идеи. Сегодня вахтанговские традиции живы через учеников и учеников учеников Мастера. Поэтому вахтанговские постановки - всегда самые яркие и талантливые. Именно такие спектакли получаются у Римаса Туминаса. 

- Сейчас у Туминаса с труппой театра замечательные отношения, но ведь мы помним, как первое время ему вменяли в вину, что он - "чужак", что он ломает традиции Вахтанговского театра...

- На открытии девяностого сезона Римас Владимирович сказал очень важные слова: "Вы - мои актеры, это - наш театр". В юбилейный год он решил вспомнить всех, кто составлял славу театра, и поставил "Пристань". В этом спектакле он поклонился всем поколениям вахтанговцев. До сих пор они существуют в нашей памяти, живут на том самом парусе театра, который развивается и летит в мировом театральном пространстве. Самыми главными персонажами на этом парусе являются Вахтангов и все те, которые преданно служили его делу. 

- Вы сами, Евгений Владимирович, уже тридцать три года преданно служите делу Вахтангова. Помните, как все начиналось? 

- Впервые на вахтанговскую сцену я вышел в роли Долабеллы в спектакле "Антоний и Клеопатра". Моей партнершей была Юлия Константиновна Борисова. Первой главной ролью была роль Казановы в спектакле "Три возраста Казановы". 

- Как вас приняли корифеи? 

- У нас сложный театр. Вначале было трудно. Я вжимался в стенку и говорил проходящему мимо Лановому: "Здравствуйте, Василий Семенович". Лановой здоровался, а потом поворачивался и смотрел, кто с ним поздоровался. Лет пять понадобилось, чтобы корифеи театра узнали, что есть такой артист - Евгений Князев. С Борисовой у нас было потом много совместных спектаклей, в том числе - "Без вины виноватые", где она меня признала своим "настоящим" партнером.

Сцена из спектакля "Улыбнись нам, Господи" Московского театра имени Е.Вахтангова. Фото: Валерий Мясников из архива Московского театра имени Е. Вахтангова

 

- Прошли годы, и вы сейчас уже сами выступаете в роли корифея? 

- Нет-нет, у меня так не получается. Будучи ректором Щукинского училища, я знаю всех новых ребят. Им не надо ждать пять лет. Когда меня коллеги-актеры спрашивают, кто это, я всегда представляю новичка. 

- В том, что вы - "играющий" ректор, - тоже верность традициям? Борис Захава, Владимир Этуш... - ректоры "Щуки" и раньше играли на сцене театра... 

- Вероятно, да. Можно так сказать. Наше дело - театр, наше дело - играть. Все мои ипостаси - игра в театре, кино, преподавание, чтение программ в филармонии - разные по форме, но одинаковые по содержанию. Я - актер, занимаюсь любимым делом. Играю сам и передаю свои знания молодым. 

- Есть среди сегодняшних студентов будущие Ульяновы и Яковлевы?

- Безусловно. Только они войдут в историю русского театра под своими фамилиями точно так же, как Ульянов и Яковлев не стали вторыми Щукиным или Гриценко, а стали Первыми Ульяновым и Яковлевым. У нас есть очень талантливая молодежь, и я могу сказать, что Школа наша жива. Каждый раз после экзамена я думаю: вот бы найти режиссеру этого молодого человека или эту молодую девушку, каждый раз радуюсь проявлениям таланта у молодых актеров. 

- Чего вы ждете от предстоящих гастролей? 

- Мы любим свой театр и спектакль "Улыбнись нам, Господи". Он рассказывает о Человеке и его месте на этой планете. Мне кажется, язык театра универсален, и я очень надеюсь, что спектакль будет интересен зрителям. 

Сергей Элькин 

Спектакль "Улыбнись нам, Господи" будет показан в Тель-Авиве на сцене театра "Гешер" 27, 28 и 29 августа. 

Дополнительная информация и заказ билетов в кассе театра "Гешер" и по телефону: 03-5157000 или на сайте: http://bravo.gesher-theatre.co.il/announce/23567 

Краткая биографическая справка: 

Евгений Князев. Фото: пресс-служба Московского театра имени Е. Вахтангова

Читайте также

 

Евгений Владимирович Князев. Актер. Педагог. Родился недалеко от Ясной Поляны (Тульская область). Окончил Московское Театральное училище имени Б. Щукина (1982 год, курс Л.Ставской). В том же году принят в труппу Государственного Академического театра имени Е. Вахтангова. Занят в пяти спектаклях театра: "Анна Каренина" (Каренин), "Маскарад" (Арбенин), "Посвящение Еве" (Эрик Ларсен), "Пристань" (Доменико Сориано), "Улыбнись нам, Господи" (Шмуле-Сендер Лазарек). Активно снимается в кино и на телевидении. Среди недавних ролей: Вольф Мессинг, Лев Троцкий, Иосиф Сталин. С 1994 года преподает в Театральном институте имени Б.Щукина, с 2003 года - ректор института. Народный артист России.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке