Что они делают в этом зверинце?
Фото: Движение Арвут
Что они делают в этом зверинце?

Загадка

В природе сплошь и рядом встречаются примеры  излишеств. Тысячи семян в яблоках, которые, как известно, падают недалеко от яблоньки, дадут жизнь еще паре, от силы, - если уж и птички подключатся к процессу, - десятку таких же яблонек. Мышей тоже всегда рождается намного больше, чем нужно для устойчивости популяции, но выживают немногие, именно они и продолжают славный мышиный род. Цель понятна и благородна: выживание.

А вот у человека с целью - проблемы. С рождения он наделен богатейшими ресурсами: интеллектуальными, душевными, генетическими. Такие, как мощь его мозга, способности к творчеству и фантазии, "спящие", до поры до времени, гены.

Вся драма в том, что большинство полученных от природы задатков человек за всю свою жизнь так и не использует. В отличие от обычной мыши в фертильном возрасте. Ни цели в них он не видит, ни особого толку, – так, блеснуть иногда за рюмкой чаю сведениями, почерпнутыми из популярных статей.

Потому и сам человек проживает от рождения до смерти на мизерной доле того, что ему дано: от мозга считанные проценты, из творческого потенциала – максимум на поздравление теще в день рождения, и так далее… И детишек своих сдает в пользование безликой "системе образования" - пусть она и мучается над загадкой – что делать с природными способностями, заложенными в каждом из попавших в ее руки несмышленышей.

Верблюжонок

Когда речь заходит о неиспользуемых природных данных, вспоминается один известный диалог:

Верблюжонок: 
- Мама, а почему у нас такие некрасивые копыта? Вот у газели…
Верблюдиха: 
- Понимаешь, сынок, когда мы идем по пустыне, наши копыта помогают нам не утонуть в песке.
Верблюжонок: 
- Мама, а почему у нас такие толстые некрасивые губы? Вот у зебры…
Верблюдиха: 
- Понимаешь, сынок, когда мы идем по большой пустыне, благодаря им только мы можем питаться верблюжьей колючкой.
Верблюжонок: 
- Мама, а почему у нас такой некрасивый мохнатый горб на спине? Вот у ослика…
Верблюдиха: 
- Понимаешь, сынок, благодаря ему только мы можем неделями идти без воды по великой пустыне. 
Верблюжонок: 
- Мама, если все, что у нас есть, нужно нам для жизни в великой пустыне, тогда что мы делаем в этом зверинце?

Как с куста

Если бы наши дети узнали о массе возможностей, данных человеку от природы и им не используемых, они бы, как поумневший верблюжонок из анекдота, тоже задали бы нам пару вопросов. Например, о том, на что мы используем считанные проценты от неизбывной мощности нашего мозга. И, скорее всего, не поняли бы ответа…

Ведь вся мощь нашего "компьютера", который способен вместить в себя вселенную, уходит у нас на то, чтобы каждый день дебютировать ведущим в никуда гамбитом в ситуации, состоящей из требований жены, намеков босса, денег на завтрак, расстояния до заправки, призывных глазок сотрудницы, двоек сынишки и грядущего сокращения кадров. На то, чтобы продать подороже, чтобы купить подешевле, чтобы потом продать подороже. На то, чтобы, применяя власть, раньше других изобрести уникальнейшие приборы, плоды гения и чудеса изобретательности, чтобы, шпионя за соседями, обеспечивать военно-техническое превосходство над ними. А своих граждан усадить перед экранами с сотнями каналов, по которым пустить потоками кровь, взрывы, трескотню сериалов и много-много лапши на уши.

И на это же мы обрекаем наших детей? А ведь эгоизм у них растет, его не сравнить с нашим. И что будет с миром, если их возросшему эгоизму вдруг действительно будет дана в пользование хотя бы половина мощности мозга, не говоря уж обо всей?

Вопросы "зачем?"  и "почему?" вызывают также и  другие, - готовые, как с куста, - но пропадающие втуне, наши способности: к творчеству, к фантазии. Человек способен представить себе все человечество, силы, управляющие природой, - видя перед собой, как Кант, изо дня в день, все те же физиономии кенигсбергских бюргеров… Человек способен представить себя летящим, всю жизнь ползая в грязи, представить всех свободными, всю жизнь таская ярмо на шее… Для чего нам это все? А детям нашим?

Основа

Вряд ли все это нам дано как излишество для выживания. В клетках, в которых мы живем, ограниченные их стальными прутьями - работа, магазин, телевизор, редкие вечеринки – сквозь что там еще мы смотрим на мир?.. – в них не нужны ни спящие в нас гены, ни способности к неограниченной фантазии, ни полная мощь мозга.

А как мы используем то, о чем говорил Сент-Экзюпери: "Самое большое несчастье - остаться одному, и самая большая роскошь - человеческое общение"? Тоже ведь малоосвоенный ресурс. Мы соединяемся в семьи, в сообщества, чтобы мучить, по меньшей мере, использовать друг друга или, сообща, - других. А наши ум и фантазия помогают нам в этом.

Потому что такова уж основа наших взаимоотношений, - и с планетой, и людьми, - использование их в целях личных или групповых. Что и привело всю цивилизацию, - по мнению не только воинственных поборников экологии, но уже и экономистов и политиков, - к кризису, из которого обратного пути нет.

Прорыв

Здесь самое время освежить в памяти – о  ком, собственно, мы говорим? О человеке?

Да, но ведь когда мы говорим: "Вот это - человек!" - мы подразумеваем не ум и даже не способность к творчеству того, о ком идет речь. Мы имеем в виду, что он способен вместить в себя заботы и проблемы очень многого числа людей. То есть, нам "интуитивно понятно", что право называться человеком зависит от того, какое окружение, объем забот он может вместить в себя: или только себя, свои проблемы, или же близких, или город, или страну, - или весь род людской.

Это и есть самая  главная трудность, другими словами - место, в котором только и может быть прорыв: вырваться из тесной клетки использования других ради себя на просторы ощущения всех, как самого себя. И этим и спасти свой разодранный в клочья народ, и вывести из пике всю цивилизацию. Потому что именно это "излишество", - способность сознательно действовать для других, как для самого себя, - и дано человеку для выживания. А когда мы сможем вместить в свое сердце весь мир, - тогда нам и понадобятся и вся мощь мозга, и сила фантазии, и все еще не проснувшиеся гены.

Но пока наше зрение испорчено настоящим, и мы не видим, уже сейчас, в наших детях взрослых людей,  загнанных эгоизмом в клетки. Поэтому мы и не вызываем на общенародное собрание систему образования – пусть встанет и расскажет, – учит ли она наших детей правильному пониманию, что такое человек. Пока что она вызывает нас на свои собрания и распекает за родительскую неуспеваемость. После чего возвращаемся по клеткам к своим верблюжатам – отвлекать их от вопроса: что они делают в этом зверинце?

Михаил Гонопольский

counter
Comments system Cackle
Загрузка...