Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель Авив
+31+26

Салат

А
А

В чьих руках наша жизнь?

Что заставляет нас предпочесть определенного партнера или определенную профессию? Как отличить свободу от ее иллюзии?

30.06.2016
Zahav.ru Открытый телеканал

Что заставляет нас предпочесть определенного партнера или определенную профессию? Как отличить свободу от ее иллюзии? Да и вообще, выбираем ли мы что-то или все в нашей жизни предопределено? 

Известный профессор Маркус дю Сотой из Оксфордского университета принял участие в эксперименте, задачей которого было выяснить, сколько времени проходит между принятием простого решения в мозгу и его непосредственной реализацией. Результаты поразили профессора: сканирование его мозговой активности показало, что решение произвести определенное физическое действие возникает за шесть секунд до претворения в жизнь и принимается не им! 

Один из вызовов, стоящих перед современными учеными, затрагивает самую суть человеческого самосознания: обладаем ли мы свободой воли? Или генерируем предсказуемые неврологические реакции? 

С какого ракурса ни взгляни, жизнь в нашем мире мало вяжется со свободой. Мы не выбираем, в какой семье нам родиться, с какими свойствами, способностями и наклонностями. Мы не выбираем родителей и учителей, формирующих наши ценностные представления и определяющих наше образование. СМИ насаждают в обществе свои "идеалы", а само общество диктует каждому четкие коды поведения, общения и всех прочих самовыражений личности. 

Мы живем под диктовку! Порой человек напоминает дискету, на которую можно инсталлировать любую программу. Только щелкни Enter - и он готов к "самореализации". 

Скованные силами природы 

Фактически, человек не выбирает самостоятельно, как прожить свою жизнь. Мы прокладываем курс согласно навигационной системе установленных для нас законов, все время стараясь угодить окружающему обществу. С годами механизм принятия решений усложняется, и именно его сложность создает в нашем сознании иллюзию свободного выбора. 

Если же проникнуть в более глубокий пласт, перед нами предстанет диктат, а не свобода. Мы родились в системе, базовый принцип действия которой понуждает нас стремиться к максимальному наслаждению при минимальных усилиях. Это желание движет нами каждую секунду, базируясь на простом расчете: искать удовольствий и избегать страданий. Даже если человек готов испытывать боль - причина в том, что это сулит ему наслаждение. 

Как следствие, возникают большие сомнения в нашей способности к свободному выбору. 

Понятие, выражаемое словом свобода, очень расплывчато. Прежде чем требовать свободу для человека, надо предположить, что он может быть свободным, то есть способен действовать по собственному выбору и свободному желанию. Бааль Сулам, "Свобода воли"

Где же отыскать эту способность? Она должна быть предусмотрена эволюцией. Иначе в чем смысл всего этого столпотворения под названием "жизнь"? Не может быть, что мы обречены на роль марионеток. 

Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты 

Пускай человек не выбирает характер и окружение, в котором родился, тем не менее, он может сам определить верную шкалу ценностей. Как? Если выберет соответствующее окружение. 

Описывая эту известную психологическую закономерность, каббалист Бааль Сулам приводит в пример пшеничное зерно, помещенное в почву. В зерне заложены все необходимые растению свойства, но именно почва питает его, задавая темпы и условия роста. Точно так же, генетический "багаж" человека содержит информацию обо всех гранях его потенциала, а общество представляет "почву" для его развития. Как раскроются наши задатки? Как реализуется наследственность? Это зависит от ценностей окружения. 

Например, талантливый ребенок, склонный к рисованию, вряд ли станет художником в обществе, которое презирает изобразительное искусство. 

То же касается ценностей добра и зла - человек не выбирает их, а перенимает от окружения, желая того или нет. Бааль Сулам описывает это, не сглаживая острых углов: 

Я сижу, одеваюсь, говорю, ем - все это не потому, что я хочу так сидеть, одеваться, говорить и есть, а потому, что другие хотят, чтобы я сидел, одевался, говорил и ел таким образом. Все это происходит в соответствии с желаниями и вкусами общества, а не с моим свободным желанием. Более того, все это я делаю, как правило, вопреки своему желанию. Ведь мне удобнее вести себя просто, ничем не обременяя себя, но я закрепощен во всех своих движениях и скован кандалами вкусов и манер других, то есть обществом.

Как птичья стая 

Наверное, все видели, как стая птиц, будто пронизанная невидимыми струнами, синхронно и слаженно совершает в воздухе маневры разной степени сложности. 

В знаменитой книге "Связанные одной сетью" два профессора из Гарварда и Калифорнии - Николас Кристакис и Джеймс Фаулер - впервые приоткрыли завесу над той сетью, которая незримо пронизывает человеческое общество. Они обнаружили, что мы тотально зависим от окружающих. 

Ожирение передается между друзьями как эпидемия. Свадьбы волнами прокатываются по приятелям и знакомым. Если товарищ друга моего друга - совершенно незнакомый мне человек - начал курить, это поднимает вероятность аналогичного решения с моей стороны более, чем на десять процентов. Есть и приятные моменты - счастье тоже заразительно: в счастливой среде уровень моего удовлетворения жизнью автоматически повышается. 

Исследователи проверили сети из миллионов людей и пришли к заключению о том, что все человечество представляет собой социальную сеть, своего рода развивающийся суперорганизм. По его "жилам" течет контент самого разного вида, доставляющий всевозможные послания каждой клеточке целого и неумолимо воздействующий на нее. 

Огромный массив научных данных не оставляет сомнений: окружение оказывает ключевое, решающее влияние на то, как мы развиваемся, и на решения, которые мы принимаем. 

Если все предопределено, то кто же дергает за ниточки? 

Где заканчиваются возможности научных исследований, там начинается наука каббала

Это сказал один еврейский мудрец в далеком XIV веке. Согласно каббале, все мироздание, включая наш мир, пронизано единым замыслом, который и положил всему начало, - "замыслом творения". Любое существо, любая мысль, любое происшествие в прошлом, настоящем и будущем - все проистекает из первоначального замысла, как неразрывные части плана его реализации. 

Сила, стоящая за этим замыслом - Высшая сила - в отличие от нас, не ограничена категорией времени. Поэтому, едва возник замысел творения, он сразу же претворился в жизнь. Фактически, мы уже пребываем в финальном состоянии, хотя субъективно переживаем стадии его претворения. Сказал об этом каббалист, рабби Менахем Мендл из Коцка: 

Мы не вносим ничего нового. Наша работа призвана лишь осветить то, что спрятано в человеке.

Мы привыкли думать, что появились на свет благодаря встрече наших родителей, которые, однажды познакомившись, в дальнейшем решили родить ребенка. Каббала рассматривает цепочку состояний в целом: она задана изначальным замыслом, вследствие которого и познакомились наши родители, чтобы пожениться и дать нам жизнь. 

На практике, традиционные науки и каббала сходятся в своих социальных аспектах: общество, социальная модель "программирует" человека, и не в его силах противостоять сочетанию наследственности и окружения. Что бы с ним ни происходило, он подобен ростку, предсказуемо реагирующему на внешние факторы. 

Но тогда в чем смысл нашей жизни? Для чего Природа - столь мудрая и сложная система - создала такую реальность? Ведь если мы подневольны, пусть даже не сознавая это, значит, нет смысла ни в наградах, ни в наказаниях, ни в наших иллюзиях? Какова же цель? 

Только без паники. Каббала утверждает, что у человека все-таки есть свобода воли, и кроется она в одном-единственном аспекте, о котором вы наверняка уже догадались. 

Продолжение следует. 

Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК). Ежедневно дает уроки каббалы, транслирующиеся на 66 канале.

Читайте также