Zahav.СалатZahav.ru

Салат

А
А

Альтернатива

Читая Тору, человек рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается иная.

02.12.2016
undefined. Открытый телеканал, Zahav.ru
Zahav.ru Открытый телеканал

Читайте также

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенна иная - проявляется сетка сил, управляющая нашим миром. Сегодня - глава "Вот родословная Ицхака".

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур. 

- В главе "Родословная Ицхака" все снова повторяется. С Ицхаком происходит то же самое, что было с Авраамом: жена не может родить, и Ицхак просит помощи свыше.

- Не надо забывать, что в Торе написано о том, что происходит в нас - о наших желаниях. Каждый герой этой книги - это мы сами, проходящие различные состояния в разных кругооборотах.

Весь театр разворачивается внутри человека. А силы, которые им управляют, называются разными именами. История о переживаниях Авраама и Сары, Ицхака и Ривки по поводу их потомства, затем о детях Ицхака с их женами и потомством - все это рассказ о ступенях подъема души. 

Та же родословная - в каждом человеке. Каждый внутри себя пройдет все эти метаморфозы. И все происходит для того, чтобы привести человека, творение, к подобию Творцу. 

- Как колесо, которое все время крутится, возвращаясь как будто к той же точке, но при этом движется вперед?

- Да, крутится и движется вперед. А человек, который прошел все этапы, становится полностью подобным Творцу, тогда как вначале был абсолютно Ему противоположен. 

- Что такое бездетность жены - в данном случае, Ривки? 

- Поначалу все "бездетные". То есть, желание человека не способно породить следующую ступень. Чтобы "жена" - носитель желаний человека - смогла родить, сначала надо ее исправить. 

- В Торе написано так:

25 (21) И МОЛИЛСЯ ИЦХАК ТВОРЦУ… (22) И ТВОРЕЦ ОТВЕТИЛ ЕМУ, И ЗАЧАЛА РИВКА... (25) И НАСТАЛО ЕЙ ВРЕМЯ РОДИТЬ... И ВЫШЕЛ ПЕРВЫЙ КРАСНЫЙ, ВОЛОСАТЫЙ, КАК ШУБА. (26) И НАРЕКЛИ ИМЯ ЕМУ ЭСАВ. А ЗАТЕМ ВЫШЕЛ БРАТ ЕГО, ДЕРЖАСЬ РУКОЙ ЗА ПЯТУ (акев) ЭСАВА. И НАРЕКЛИ ЕМУ ИМЯ ЯКОВ. 

Что здесь происходит? 

- Первым в человеке рождается эгоистическое желание, называемое Эсав (волосатый). 

В каббале желания, которые нельзя удовлетворить до Конца Исправления, называются волосами. Волосы на иврите - "сеарот". Есть еще близкое слово "саара" - буря. То есть, в Эсаве от рождения - буря эгоистических желаний, которые невозможно наполнить. 

- А второй вышел, держась за пятку Эсава. 

- Да. Он родился потому, что нужен первому. И родился Яков без волос - т.е., у него нет таких огромных желаний, и поэтому он может исправиться. 

- Продолжу чтение. 

(27) И ВЫРОСЛИ ДЕТИ, И СТАЛ ЭСАВ ЧЕЛОВЕКОМ, СВЕДУЩИМ В ОХОТЕ, ЧЕЛОВЕКОМ ПОЛЯ, А ЯКОВ - ЧЕЛОВЕКОМ СМИРНЫМ, (28) ЖИТЕЛЕМ ШАТРОВ.  

- Яков - человек мирный, кроткий, он спокойно "сидит в шатрах", а не рыщет по полям в поисках дичи. 

 - Но речь идет об одном человеке, в котором есть свойства Эсава и Якова. В одном человеке два таких противоречивых свойства? 

- Да, без Эсава Яков ни на что не способен. У него есть только правильные идеи, но реализовать их он не в состоянии. Это -желание добра, любви. Оно хорошее, но в нас оно маленькое, слабое, лишенное мощи эгоизма. Этакий "божий одуванчик". 

А Эсав без Якова - дикий зверь. Он разрушает сам себя, несчастный.

Но мы уже говорили о единстве противоположностей. Яков и Эсав абсолютно противоположны друг другу, и поэтому их будущее объединение даст совершенство.  

- Продолжим чтение Торы.

Эсав просит, чтобы Яков дал ему чечевичной похлебки:

(30) "ДАЙ ПОГЛОТИТЬ МНЕ КРАСНОГО, КРАСНОГО ЭТОГО, ПОТОМУ ЧТО Я УСТАЛ"… (31) НО ЯКОВ СКАЗАЛ: "ПРОДАЙ ЖЕ МНЕ ТЕПЕРЬ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО!". (32) И СКАЗАЛ ЭСАВ: "ВЕДЬ Я ХОЖУ НА СМЕРТЬ, НА ЧТО ЖЕ МНЕ ПЕРВОРОДСТВО?"… (34) И ПРОДАЛ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО ЯКОВУ. И ДАЛ ЯКОВ ЭСАВУ ХЛЕБА И ПОХЛЕБКУ ИЗ ЧЕЧЕВИЦЫ, И ОН ПОЕЛ, И ПОПИЛ, И ВСТАЛ, И УШЕЛ. И ПРЕЗРЕЛ ЭСАВ ПЕРВОРОДСТВО.

Мы снова возвращаемся к красному.

- Красный - это желающий получить свет хохма - свет наслаждения, свет жизни, свет мудрости. Это огромные эгоистические наслаждения. К этому стремится желание "Эсав". Но насладиться без свойства "Яков" оно не может.

Ведь получить высший свет и наполниться им можно, только если у тебя, с одной стороны, огромные желания, как у Эсава, а с другой, - ты подобен этому свету, как Яков. 

Но Эсав - огромные эгоистические желания - страдает, оттого что он пустой. А Яков не страдает: у него маленькие желания, и поэтому он спокоен. 

- Но он хочет купить первородство. 

- Хочет, - но для чего? Для того, чтобы исправить Эсава и вместе с ним получить наполнение светом. Яков может и готов взять на себя бремя исправления, но для этого он должен получить благословение как первенец. 

Эсав тоже видит, что не в состоянии сам получить свет наполнения. Поэтому он говорит: "Зачем мне первородство? Если ты будешь впереди меня, то я действительно наполнюсь". 

- А почему написано, что Эсав презрел первородство? 

- Потому что, с одной стороны, это пренебрежение, но с другой, - для него это правильный шаг! Он понимает, что только за Яковом преуспеет. 

- Почему? 

- Эсав - это исходное желание, созданное Творцом. Оно испорченное. Оно эгоистическое. Но оно - наша основа, это тот материал, из которого все мы созданы.

А Яков - всего лишь первая маленькая ступенька на пути исправления. Он - то средство, с помощью которого это желание Эсава надо исправлять. В итоге, оба они выиграют.

Следующая ступенька будет называться Исраэль.

- А что такое благословение? 

- Благословение - это высший свет, который наполнит творение. Но он может наполнить его только в мере подобия, то есть, в той мере, в которой есть правильное намерение (Яков) над желанием (Эсав).

- Свойства Эсава и Якова присущи нашей человеческой природе? 

- Главное свойство нашей природы - это свойство Эсава, огромное желание получать наслаждения, завоевывать, властвовать. 

Развитие природы Эсава до его максимального значения мы сегодня видим в нашем поколении. Уже понятно, что ни к чему хорошему эгоизм нас не ведет. Если его не исправлять с помощью природы Якова, дальнейшее развитие будет нам во вред. 

- Как я понимаю, с Эсавом в себе мы уже прошли долгий путь. А что ждет человечество впереди?

- В Книге Зоар и в других каббалистических источниках указано на наше время как на время раскрытия огромного эгоизма, который невозможно успокоить ничем. Поэтому и возникают большие напряжения и осложнения между народами и религиями. 

Причина этих проблем - противоречие между свойствами творения и Творца. Это оно порождает все конфликты, которые мы сегодня переживаем. И неизвестно еще, сколько времени и в каких формах будем их ощущать. Они все порождены тем, что одно свойство ненавидит другое: Эсав ненавидит Якова. 

Если мы хотим не только выжить, но и жить полной, целенаправленной жизнью, имеющей перспективу, мы должны обрести свойство Якова, взять его методику и соединить ее с эгоизмом Эсава.

Все развитие человечества идет к тому, чтобы раскрыть Творца. Это и является целью творения - стать равным по свойствам Творцу и в своих новых свойствах раскрыть Его.

Тогда мы придем к правильному взаимодействию всех людей в мире, и человечество, наконец, начнет путь к своему благополучию.

Так что нам надо приложить все усилия к тому, чтобы люди узнали о Цели творения и чтобы методика ее достижения - каббала - стала для них чем-то реальным. Иначе - впереди нас ждет третья мировая война.

Но я - оптимист. Не потому, что наивен, а потому, что вижу - нам все-таки дают возможность объяснять, рассказывать, доводить до человечества эту идею. И будем надеяться, что мы в итоге прорвем эту тьму, это отторжение, и люди увидят, что вражде и войнам есть альтернатива.

Подготовила Светлана Волчек

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке