Иногда хочется просто отдохнуть. От всего. Не считать километры, не нервничать за рулем арендованной машины, не искать приличное кафе, не паковать каждый день чемоданы. Просто наслаждаться беззаботностью и покоем. Один раз купить путевку - и забыть обо всех проблемах…
Продолжение
А теперь география. Тур по Рейну начался с перелета Тель-Авив - Цюрих, оттуда туристы на автобусе отправились в Базель. Там их ждала ознакомительная экскурсия по городу, столь же респектабельному, как и Женева, например, но куда более интересному в архитектурном плане. Потом состоялось знакомство с кораблем и экипажем и началось неспешное плавание по одной из самых знаменитых европейских рек. Это не фигура речи - на Рейне из-за перепада высот сооружено множество шлюзов, в каждом из которых AmaCerto дожидался, пока уровень воды достигнет нужной величины. Кстати, пребывание в закрытой шлюзовой камере тоже оставляет сильное впечатление.
День второй начался с того, что корабль пришвартовался в Германии, а туристические автобусы перевезли путешественников на другой берег - во Францию и двинулись в сторону жемчужины Эльзаса - Кольмара. Это свободное перемещение между странами после Ближнего Востока казалось чем-то невероятным.
Кольмар - дивный город-пряник, законсервированный во времени, конкурент бельгийского Брюгге, он всегда пригож, красив в любое время года, но под Новый год Кольмар окончательно превращается в сказку. Раньше все эти jingle bells заканчивались в Европе 25 декабря, с католическим Рождеством, но после Миллениума европейцы сообразили, что можно просто не разбирать рождественские ярмарки еще неделю и прилично заработать на New Year или, по-французски, Noel. Чуть меньше религиозных гимнов, чуть больше горячего вина - вот и вся разница, а туристы умиляются и распахивают кошельки. Кольмар, чуть присыпанный снежком, с фахверковыми домиками, каналами и каруселями на площадях в этом смысле просто невероятен - даже взрослые бродят по нему, улыбаясь, как малые дети. Наша прогулка заняла почти весь световой день, а на завтра у нас был Страсбург.
Итак, третий день путешествия мы также провели в Эльзасе. Страсбург тоже чрезвычайно хорош, многие даже говорят, что он красивее Кольмара, но тут можно спорить. На мой взгляд, Страсбург более строгий, более столичный, даже более чопорный, сохранивший меньше фахверка (в основном, в квартале Petite France), зато получивший грандиозный собор и славу города, где трудился Гуттенберг. В наш приезд прямо перед его памятником посадили другой - такого же размера игрушечного медведя; некоторым образом эти два монумента символизировали эволюцию Европы.
Кстати, Эльзас часто остается в стороне от бойких туристических маршрутов и то, что Кольмар и Страсбург оказались включены в план путешествия послужило одной из причин, по которой там много людей выбрали этот тур. Еще одной причиной, без сомнения, была возможность встретить Новый год в снегу. И все ею воспользовались. Но сначала был Гейдельберг.
Он знаменит не только самым старым в Германии университетом, но и чудовищных размеров замком, нависающим над городом - самым большим в Германии. В зале этого замка стоит самая огромная в Германии винная бочка (три этажа высотой), а по городу бежит самая длинная в Германии пешеходная (она же и торговая) улица. Если идти и читать мемориальные доски, то окажется, что в городе жили-были Гёте, Шуман, Брамс, Гюго, Твен, Гегель, Бердяев, Скрябин, Бородин и Мандельштам. Одним словом, при относительно скромных размерах, Гейдельбергу есть чем завлечь туристов. Помимо всего прочего, город, стоящий на реке Неккар, еще и очень красив. Последний раз его разоряли в XVII веке, а вот во время Второй мировой американцы город не бомбили, потому что собирались устроить в нем штаб. Повезло.
Майнцу, куда AmaCerto прибыл к вечеру, повезло намного меньше - на него союзная авиация обрушилась со всей силой. Пережить бомбежки смог только древний собор, практически все остальные здания - новоделы, имитирующие уничтоженные постройки. Впрочем, и в таком городе хорошему экскурсоводу найдется, о чем рассказать. Немецкий гид поведал о Гуттенберге, который, оказывается, работал в Майнце, а вовсе не в Страсбурге, а Марина Озерова показала туристам церковь с витражами Шагала - единственную в Германии.
На календаре, между тем, было 31 декабря. К вечеру пошел снег, праздничный ужин на корабле сменила праздничная дискотека, затем хлопнули пробки, и полилось шампанское, а потом часы пробили 12 - и на двух берегах Рейна загрохотали петарды. Немцы оказались на удивление темпераментными людьми - стихийные фейерверки не прекращались минут 40, а стрелянные катонные гильзы потом покрывали все города таким слоем, что их пришлось убирать несколько дней. Даже не знаю, можно ли отпраздновать Новый год лучше!
1 января - тяжелый день даже на туристическом корабле. И все-таки транспорт прибыл точно по расписанию, а путешественники заняли свои места минута в минуту. Улицы Рюдесхайма были пусты - жители отдыхали после бурно проведенной ночи. Но в музее механических музыкальных инструментов наша бывшая соотечественница полным решимости голосом рассказала историю музыкальных шкатулок - размером с горошину и с целую комнату (крупнейшая в мире коллекция, между прочим). Потом была дегустация белых рейнских вин, и настроение стало улучшаться. Другие туристы, прогуливаясь по самой короткой городской улице - всего 140 метров - состоящей из одних винных ресторанчиков, тоже оживали и веселели.
Во второй половине дня корабль плыл вдоль самого известного участка Рейна, где на протяжении нескольких часов неспешного хода вам встретятся 42 рыцарских замка. Место это красиво настолько, что еще в 2002 году было объявлено ЮНЕСКО культурным наследием человечества. А вершиной этого отрезка пути в прямом и переносном смысле стала скала Лорелеи (и кофе с коньяком, которым согрели озябших путешественников).
Вечером была короткая экскурсия по Кобленцу с чудовищным памятником кайзеру Вильгельму около места, где Мозель впадает в Рейн (оно называется Немецкий угол). Памятник тоже восстановленный - настоящий разнесли американцы. Французские оккупационные власти собирались использовать постамент под "монумент миру и взаимопониманию народов". Не вышло - в 1992 немцы отстроили бронзового монстра.
Следующий день был менее насыщенным - Avacerto приплыл в Кёльн. После войны он представлял собой груды щебня, среди которых одиноко возвышался всемирно известный собор. Город сегодня отстроен, а собор переживает бесконечную реставрацию, что отнюдь не лишает его величественности и мрачной красоты. Но остальные новоделы не вызывают особого интереса, поэтому этот день оказался единственным за всю поездку, когда у путешественников нашлось время для шопинга, благо в городе был сезон зимних распродаже и практически все шло за полцены.
3 января за кормой плескались уже не волны Рейна, а воды канала, который связывает Амстердам с этой водной артерией - мы прибыли в Голландию. Местность была ровной, строгой и аккуратной, как больничная палата. Все Нидерланды такие. А вот Амстердам - это высокие старые дома и дух вольницы, которая, впрочем, заканчивается там, где начинается нос другого человека. Иными словами, в городе, где есть квартал "красных фонарей" и можно легально курить, есть и пить марихуану, ты чувствуешь себя удивительно спокойно.
В Амстердаме вообще много чего есть - и музей пива Heineken, и желтая подводная лодка, и королевский дворец, и музей гашиша, и дом Рембрандта, и памятник Спинозе, и музей Анны Франк, и розовый гранитный треугольник на воде - памятник гомосексуалистам, уничтоженным гитлеровцами. Лучше всего этот город раскрывается, если сесть в маленькое суденышко, взять корзину с едой и выпивкой, и пуститься в путь по его бесконечным каналам. Он настолько хорош, что почти все круизы "Гордон-турс" проходят через этот город. Он того стоит. Увы, но наше путешествие как раз там и закончилось. "Эль-Аль" отвез нас обратно в суматошные будни. Ничего, путешествия никогда не заканчиваются, возможность вернуться еще будет.