Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+22+12

Салат

А
А

Древние законы будущего мира

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с древним народом.

24.02.2017
Zahav.ru Открытый телеканал

Читайте также

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с древним народом. Но если знать внутренний смысл слов вечной Книги, то за ними проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня - глава "Мишпатим" - "Законы".

Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.

- Всего в главе "Мишпатим" 613 законов, что соответствует 613-и эгоистическим желаниям, которые человек должен в себе исправить. Эти законы очень отличаются от наших обычных и, кажется, вообще не имеют отношения к современной жизни. Например:

/2/ ЕСЛИ КУПИШЬ РАБА-ЕВРЕЯ, ШЕСТЬ ЛЕТ ОН БУДЕТ СЛУЖИТЬ, А НА СЕДЬМОЙ - ВЫЙДЕТ НА СВОБОДУ БЕЗ ВЫКУПА.

- Мы говорим о наших внутренних свойствах. Тора обращается к тебе, к свойству "человек" в тебе и объясняет, каким образом ты должен работать с желанием, которое находится на более низком уровне. Чтобы вырастить из него "человека", оно должно пройти стадию "раба".

Речь не идет о рабах в нашем материальном мире. Во-первых, у евреев это было не принято. А во-вторых, надо понять, что рабством называется принадлежность одного желания другому, более сильному, которое может его исправить. Все, что говорится в Торе, говорится только об исправлении желаний. Но проблема в том, что когда человек проходит эти состояния, то у него нет слов, чтобы адекватно их описать. Так же как и вообще в наших земных глубоких чувствах у нас обычно не хватает слов, чтобы их выразить.

Так что все описывается по аналогии с нашим миром: если я полностью привязан к другому человеку - я называюсь его рабом. На языке эгоизма это звучит отвратительно, а на языке отдачи и любви - восхитительно.

Тора дана для того, чтобы человек достиг уровня Творца, исправив свои эгоистические желания, которые составляют всю нашу суть. И эти желания внутри нас называются "муж", "жена", "дом", "осел", "раб" и так далее в зависимости от того, на каком уровне в человеке находятся эти желания - на неживом, животном, растительном или на уровне человека.

- Следующий закон, на котором я попрошу вас остановиться:

/12/ ТОТ, КТО УДАРИТ ЧЕЛОВЕКА ТАК, ЧТО ТОТ УМРЕТ, ДА БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ.

- В нашей транскрипции, во внутренней, так сказать, в квадратных скобках, это означает, что одно желание нейтрализует другое, потому что они находятся в таком противоречии между собой, что у них нет никакой возможности совместно существовать и дополнять друг друга в духовном действии. Поэтому оба должны "умереть", и они взаимно аннулируют друг друга. А на следующей стадии оба этих желания возрождаются в человеке вместе в виде единого желания.

- Что меня поражает, так это то, как каббала, пусть в аллегорической форме, дает точные названия желаниям и свойствам в человеке. Как их можно отследить, измерить?

- Каббала - это высшая психология и очень точная наука. Она измеряет каждое движение человека, каждое его намерение, каждое желание. Это как раз то, чего не хватает нашей земной психологии, в которой говорится о многих вещах, но все в общем-то из воздуха. Измерить, проградуировать, точно записать все наши желания, все наши намерения, все наши взаимодействия - для этого необходимо быть хотя бы на одну ступень выше нашего мира.

Чтобы разбираться в человеческой психологии, мы должны взойти на уровень Творца, который создал нас. И в мере подобия Творцу, когда мы начинаем смотреть на себя уже с Его уровня, мы можем начинать измерять наши чувства. Опускать как бы щуп внутрь каждого желания, каждого свойства и намерения. У нас появляется возможность их измерять, записывать, передавать, обмениваться, соединяться между собой, то есть появляется целая система коммутации.

- Вернемся к закону. Скажите, а как вы относитесь к смертной казни?

- Я - против. Я считаю, что всех можно исправить, создав для этого необходимые условия. Мне возразят, что общество надо защищать от преступников, что у нас нет достаточно тюрем, педагогов и так далее. Но в принципе, я не вижу никаких проблем в том, чтобы исправить абсолютно любого человека.

- Дальше написано:

/13/ НО ТОТ, КТО НЕ ЗЛОУМЫШЛЯЛ, А ПО ВОЛЕ ВСЕСИЛЬНОГО ПРОИЗОШЛО С НИМ ТАКОЕ, ТО В МЕСТО, КОТОРОЕ Я ТЕБЕ НАЗНАЧУ, ПУСТЬ БЕЖИТ ОН.

- В прежние времена на территории Израиля существовало шесть таких поселений (немало, кстати говоря, на такой кусочек земли), в которых люди скрывались от наказания. Тора ведь не предполагает тюрьму. Она считает, что это совершенно бесполезно и даже вредно для человека, когда ты отрываешь его от общества. Поэтому никакой изоляции быть не может. О наказаниях речь вообще не идет. Тора говорит только об исправлении.

Мы не будем углубляться в эти законы - они очень сложные. Их можно разбирать по Книге Зоар, их можно разбирать по книге АРИ "Врата намерений", но там рассказывается об очень сложных системах.

- О системах?

- Каждый человек представляет собой систему, которая как бы растянута на все мироздание, на все миры, как "шагреневая кожа". Но у нас не хватает необходимых для понимания этого знаний, и нет пока ощущений этого. Мы еще не существуем в этом объеме так, чтобы можно было рассуждать, какое возмущение на самом деле я вношу во все мироздание тем или своим поступком. И каким образом эта система взаимодействует со мной, вызывая во мне какие-то желания, побуждения, реакции.

То есть я должен ощущать всю эту систему, она должна быть во мне, я должен ею властвовать, руководить. И тогда все эти законы на самом деле представляют собой выяснения моего состояния в этой системе - где я сейчас еще обнаруживаю неисправность, свое еще неполное включение, и как я это должен восполнить, от этого отдалиться, а к этому приблизиться и так далее.

Вообще вся жизнь человека только в том и заключается, чтобы определить, каким образом мне включиться в эту единую систему полностью - так, чтобы я всем своим существом накрывал все ее пять миров. Поэтому пять частей Торы и рассказывают о том, как я постепенно раскрываю в себе все мироздание: миры Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон. То есть начинаю "ощущать и полностью взаимодействовать", это становится уже моим внутренним строением, моей внутренней конституцией.

- С одной стороны, очень чувственная картина. Но с другой - как это возможно?!

- Это и сегодня все находится внутри человека, однако пока он ощущает мир вне себя.

- Но когда это приходит к человеку?

- Когда он захочет почувствовать себя сопряженным со всем миром. Наука каббала учит нас этому. Постепенно и мозг, и зрение настроятся настолько, что ты будешь воспринимать мир внутри себя. Обратись к квантовым физикам, они тебе скажут, что это на самом деле так. Сегодня и психологи начинают говорить об этом.

- Перед тем, как привести еще примеры, хочу спросить, стали ли эти законы из Торы основой нашего "земного" законодательства?

- Это - естественные законы человеческого общения. Если мы поднимаемся с уровня "животного" в себе на уровень "человека", то тогда естественным образом мы как-то приближаемся к соблюдению законов Торы. Или, по крайней мере, думаем о них, хотели бы их реализовать. Человечество начинает потихоньку прозревать. Это - законы высшего мира, которому мы должны в итоге своего развития уподобиться.

Ну, а насколько это получается, трудно сказать, потому что у нас самих нет сил для их реализации. Эту силу нужно получить. Для этого и раскрывается наука каббала, потому что она дает человеку силы выполнять законы, которые противоположны нашей эгоистической природе.

Если человек правильно использует каббалу, то он получает и силу, и разум, и может тогда жить по этим законам.

- То есть мы, в принципе, говорим о воспитании?

- Абсолютно! Только о воспитании! А что еще может быть? Только человеку дана возможность в этом мире не автоматически следовать своим животным инстинктам, а осознанно действовать "за", "против", "во имя" и так далее. Суть в том, ради кого мне применять эти законы, для чьей пользы - для себя или для общества. Или так совместить себя с обществом, чтобы стать с ним одним целым. Ну, это еще вопрос будущего.

- Вот, на мой взгляд, совершенно неожиданный закон:

/17/ КОЛДУНЬИ НЕ ОСТАВЛЯЙ В ЖИВЫХ!

- Ну, во-первых, если мы говорим, что весь мир как бы отображается в человеке, то "колдунья" - это такое наше свойство. Каждый из нас желает во что-то верить. У каждого есть какие-то сказки, которые он тянет за собой из детства и вообще, может быть, из глубины веков - какие-то такие дремучие установки, представления, верования.

Так вот, всему этому нет места в мире. Каббала считает, что мир является абсолютно материальным, и к духовности мира мы должны относиться абсолютно с реалистических позиций: "Реально то, что постигаем". И только с тем, что постигаем, мы можем работать. То есть мы должны принимать во внимание только те законы, те свойства, которые мы раскрываем в мире.

Каббалисты раскрывают свойства более глубокие, чем другие ученые. Они с ними работают. Но это все и у них также проходит испытание, проверку, повторение, анализ, синтез. Каждое поколение их проверяет и идет дальше, раскрывая природу все глубже и глубже.

Поэтому верованиям места нет. Никаким заблуждениям места нет. Как указано в самом главном законе исследования: "Нет у исследователя более, чем видят его глаза". Поэтому каббала запрещает касаться каких бы то ни было верований.

А верой (а не верованием!) в каббале называется свойство отдачи. То есть совершенно не то, что обычно имеется в виду.

- Когда вы говорите: "Реально то, что постигаем", вы говорите о реальности материального мира?

- Я говорю о той реальности, которую можно наблюдать. Которую наблюдали самые разные люди в разные эпохи, которая является чисто научным, абсолютно доказываемым явлением, то есть фактом. Мы опираемся только на факты!

- Но тут возникает масса вопросов, когда вам, например, говорят: "Покажите!"

- Если ты в очках видишь шкаф, а я без очков его не вижу, то ты не сможешь доказать, что шкаф относительно меня существует. Значит, мне надо приобрести очки, и тогда я тоже смогу его увидеть. Это значит, я должен приобрести какие-то свойства, с помощью которых я смогу доказать или опровергнуть то, что ты говоришь. То есть для каждого человека, в объеме его постижения, и существует Вселенная в том или ином виде.

- Вы не настаиваете на какой-то картине мира, которую человек пока не видит?

- Нет, я ему ни в коем случае ничего не навязываю! Я даже не говорю, к чему человек придет, что он увидит, когда "наденет очки". Я говорю только, каким образом возможно расширить рамки своего восприятия, постижения. Только этим занимается наука каббала. Поэтому "каббала" - от слова получать, расширять, получать все большую информацию. Она говорит только о создании внутри человека новых средств постижения, а постигает он уже сам.

- После всех законов в продолжение главы сказано следующее:

/20/ ВОТ - Я ПОСЫЛАЮ АНГЕЛА ПЕРЕД ТОБОЮ, ЧТОБЫ ХРАНИТЬ ТЕБЯ В ПУТИ И ПРИВЕСТИ ТЕБЯ В ТО МЕСТО, КОТОРОЕ Я ПРИГОТОВИЛ. /21/ БОЙСЯ ЕГО И СЛУШАЙСЯ, НЕ ПРЕКОСЛОВЬ ЕМУ, ИБО ОН НЕ ПРОСТИТ ВАШИХ ПРОСТУПКОВ, ТАК КАК ИМЯ МОЕ НА НЕМ. /22/ ЕСЛИ ЖЕ СЛУШАТЬСЯ БУДЕШЬ ГОЛОСА ЕГО И СДЕЛАЕШЬ ВСЕ, ЧТО Я СКАЖУ, ТО СТАНУ ВРАГОМ ВРАГОВ ТВОИХ И БУДУ ТЕСНИТЬ ПРИТЕСНИТЕЛЕЙ ТВОИХ.

Что это за ангел?

- Сила. Человечество постоянно развивается, и эта сила работает внутри нас. В Торе любая сила природы называется ангелом.

Здесь говорится о том, что ты должен прислушиваться к силе своего развития. Должен изучать все метаморфозы, которые с тобою происходят. Все это должно быть тобою принято во внимание, чтобы понять, что ты не можешь идти против этой силы, этого закона развития. Ты, наоборот, должен его изучать и ему соответствовать. Ты его не поломаешь - он поломает тебя. Мы видим, что происходит, когда мы не желаем слушаться природы и делаем то, что считаем правильным.

- Срабатывает эта угроза "Он не простит ваших проступков"?

- У нас множество таких примеров. Мы строим плотины - рыба не может идти на нерест и погибает. Ты строишь гидроэлектростанции и нарушаешь течение огромных природных сил! Ты нарушаешь баланс огромной экосистемы, меняется и неживая, и растительная, и животная природа - все меняется!

- Но какой выход? Сломать электростанцию?

- Сломать. А что ты сделаешь? Ты не можешь управлять рыбой. Ну, придумай какой-то окружной путь для нее и сообщи ей! Рыба - часть системы, в которой все взаимосвязано, и которую ты нарушил. Или мы так спроектировали нитки нефтепроводов, что перекрыли оленям естественные пути их миграции. И что ты сделаешь? Ты расскажешь оленям, куда теперь они должны двигаться? Идут тысячи голов по пути, который в них заложен природой, и давят друг друга, потому что не могут преодолеть огромные трубы. И все - ничего нельзя сделать!

Мы не понимаем, что у природы есть очень жесткие законы, и все время становимся у нее на пути. Но ты не можешь ничего в ней изменить! Ты не имеешь права ничего в ней менять. Ты только можешь получать от нее необходимое, чтобы обеспечить свое нормальное существование на рациональном уровне. Все!

- Принимая решения, мы должны ставить во главу угла экологическое равновесие?

- Духовное равновесие! Экологическое - это часть духовного равновесия.

Если ты будешь относиться с любовью ко всему, у тебя автоматически получится правильное решение. Автоматически! Ты не нарушишь ничего. А без любви ты не имеешь права вообще действовать, потому что это всегда обернется тебе многократным вредом.

Ты обязан осознавать себя интегральной частью природы и соблюдать ее законы на своем уровне. Сделать копию с неживой, растительной и животной природы на природу человеческую, на духовную. И тогда ты в ней выстроишь свой высший мир.

Подготовила Марина Бухарова

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке