Итальянская балетная труппа "imPerfect" впервые выступает в Израиле. Она представляет в нашей стране необычный дерзкий спектакль по мотивам "Фауста" Гете. InFaust - сложный балет о жизни, о борьбе, страсти, желании, любви, искушении и искуплении, и о том, что человеческое существо может быть абсолютным злом.
"Фауста" для "imPerfect" Вальтер Маттеини создавал вместе со своей женой балериной Иной Брейек, имя которой также известно в мире современного балета, в данном случае сплетенного из движения, театра, света и, как уже было сказано, создаваемых в течение танца на глазах у зрителей живописных произведений. imPerfect DanceCompany и Идо Тадмор смогли передать в движении гамму чувств трагедии Гете, глубины человеческой души.
Идо, с вами много чего хотелось бы обсудить, но начнем мы с "Фауста". "Фауст" – это ведь колоссальный текст, конечно, с очень яркими сценами – таверна, шабаш, соблазнение Маргариты – но прежде всего текст. Как вам удалось превратить его в балет?
Балет вообще редко базируется, буквально, на тексте – его задача передать атмосферу, гамму чувств, обилие красок и образов. Так и здесь (возьму на себя смелость ответить от лица Вальтера Мартини – хореографа, поставившего "Фауста" – ведь это его произведение, я лишь инструмент), сюжет играет роль фундамента. Он глубоко исследовал гетевских персонажей, этапы пути Фауста, разнообразные подтексты, но речь не идет о планомерном переносе на сцену общеизвестной истории, шаг за шагом. Ведь это балет – очень свободный вид искусства, он позволяет каждому зрителю пережить своего личного "Фауста" – того, который живет в каждом из нас. Ведь мы все попадаем в ситуации, когда необходимо принимать решения, и эти решения иногда неверны, а значит для каждого из зрителей "Фауст" наполняется особым, личным звучанием. В этом смысле речь идет об очень глубоком произведении – я понял это сразу, когда впервые посмотрел еще не полный вариант, еще до того, как моя роль приняла ее сегодняшнюю форму. И в процессе развития моего персонажа мы опустились на еще большую глубину, врываясь в еще более потаенные пласты понимания образа Фауста. Так, с точки зрения принимаемых им решений, возраста героя, его жизненного пути, переплетения с другими образами, любви – насколько она сильна, способна ли она перебороть другие чувства... Так что, не стоит искать на сцене отражения гетевского текста – искать нужно свой личный, уникальный смысл. Понимание этого дарит нам, танцорам, огромный простор для собственной, личной интерпретации образов.
То есть, можно все-таки отследить путь Фауста – от разочарования в науке и поиске смысла жизни и до того самого Прекрасного Мгновенья – или все происходит в лабиринтах фаустовского ума?
Отследить, пожалуй, можно, но это не линейное соотношение, не плакат, который тебе напрямую все разъясняет… Некоторые зрители увидят связь с оригинальным сюжетом, другие нет, но важно то, что нельзя пропустить его разочарование приносящей страдание жизнью, горький сарказм по поводу собственных решений, своей роли в этом мире, своего выбора… Для меня как исполнителя – будь то на репетициях или во время спектакля – я заново проживаю все эти чувства, закапываясь в самую суть… Это отнюдь не проходная роль! Потому что я, как и любой другой, смотрю на себя со стороны, на свои ошибки и на некое примирение с ними… Все это, мне кажется, можно отследить. Разумеется, на сцене ты не увидишь разочарование именно наукой, но страдания, разочарования и циничной усмешки не увидеть нельзя. И речь ведь идет не о плохом человеке – вовсе нет, это глубоко культурный человек, можно сказать, властитель дум своего времени…
И знаменитый учитель…
Верно, знаменитый учитель, выдающийся человек. И вдруг, как это случается со многими из нас – что-то пошло не так. Какая-то трещинка, и с нее началась череда ошибочных решений. И смирение с ними. С моей точки зрения, именно то, что этот балет базируется не на тексте, а на атмосфере "Фауста", создает истинное взаимопонимание со зрителем. И поэтому нет необходимости разжевывать ему сюжет.
Но вы увидите знакомые персонажи – и мне особенно нравится то, что в первой половине спектакля мой персонаж развивается, как будто варясь на медленном огне, и вдруг взрыв – и все выплескивается наружу. У публики есть время привязаться к образу, он не наскакивает на него, все очень выверено и сдержанно….
А лично вы – как Фауст и как Идо Тадмор – верите в силу принятия решений или в предназначение?
Я абсолютно уверен в существовании высшей силы, которая так или иначе нас направляет. И расставляет несколько остановок, мимо которых мы должны проехать. Какие дороги мы выбираем, чтобы туда попасть – наше решение, та самая свобода воли. Но нет ни малейшего сомнения – я не случайно стал танцором. Несколько раз я пытался бросить балет, в том числе, много лет назад – и всякий раз бабах! – жизнь толкала меня обратно на сцену, просто выстреливала, как теннисный мяч из автомата. Потому что это мой смысл жизни, моя суть. Так что, я думаю, что это совокупность верстовых столпов судьбы, причем не специфически нашей, а просто столпов, мимо которых нужно пройти каждому. И на этом пути мы выбираем, как и когда оказаться у них.
И знаменитый пожар в вашем театре (в 2003 г. К. Б.) – это одна из этих вех, поменявших ваш подход к продолжению собственной карьеры?
На каком-то этапе я трезво и вдумчиво оценил свою карьеру (сейчас не хвалюсь – просто так и было) и почувствовал, что застрял на одном месте и никуда не двигаюсь…
Как Фауст.
(Смеется). Именно! И вы еще говорите о судьбе! Я еще 20 лет назад знал, что буду танцевать Фауста. Потому что у меня с ним столько общего! Я принял в жизни немало удачных решений, благодаря которым я сегодня здесь, но без сомнения были и масса ошибок, и масса возможностей посмеяться над собой.
Беседовал Константин Блюз
Оперный театр им. Шломо Лахата, зал Израильской Оперы. Тель-Авив.
Суббота, 3 июня 2017 года, 20:00