Неловкую паузу он поспешил замять. Со мной все в порядке, это лишь редакционное задание: выяснить, можно ли привить человеку обаятельность.
Так я оказалась у психолога Ричарда Рейда в фешенебельном лондонском районе Мейфэр. Мистер Харизматичность, как его называют, учит людей располагать к себе окружающих.
Клиенты приходят к нему с разными целями: кто-то хочет развить в себе лидерские качества, у кого-то дрожат колени перед важным выступлением, а кто-то ищет ключ к успеху у противоположного пола.
Лично мне нравится выступать на публике, и по натуре я болтлива и улыбчива. Но харизматична - это вряд ли. А что скажет обо мне Рейд? И вообще, что такое харизма?
"Вы располагаете к себе, - говорит он. - У вас приятная энергетика, и вы заражаете ей окружающих".
Неплохо, я ожидала худшего. Но разумеется, не обошлось без "но".
"Эту вашу энергию стоит немного обуздать, придержать", - говорит Рейд и, не позволяя мне его перебить, объясняет: "Возможность высказаться поднимает людям настроение и повышает ваши шансы понравиться".
Не менее важен прямой контакт, и нельзя отводить глаза, продолжает Рейд.
"Стремитесь задавать открытые вопросы. Так вы проявите неподдельный интерес к собеседнику и сможете рассчитывать на доверие и энтузиазм с его стороны", - советует он.
"Харизма - это умение вызывать в людях положительные эмоции, находить глубинную связь с ними", - подытоживает Рейд.
А что думают об этом люди, достигшие высот в бизнесе?
Мой первый собеседник - лорд Дигби Джонс, бывший британский министр торговли и инвестиций.
"По-моему, харизма - это способность уверенно и неустанно внедрять в головы ободряющие идеи", - говорит он.
"У меня репутация человека, умеющего общаться. Человека, который всегда отвечает на вопросы, не уходит от них. Когда выражаешься ясно, открыто и последовательно, люди слушают", - говорит он.
Можно ли этому научить?
"Можно развить существующий навык, - отвечает он. - Чтобы выглядеть непринужденно, приходится много работать, готовиться, и нельзя надеяться на авось".
"Иногда кажется, что я импровизирую, поскольку привык говорить без бумажки. На самом деле наверняка в этот день я провел час-другой, собираясь с мыслями: как построить выступление, кто моя аудитория?"
После беседы с лордом я отправляюсь на встречу с леди Барбарой Джадж, главой Института директоров.
Меня встречает сухая, грозная, величественная дама и ошарашивает признанием: "Харизма для меня - это прежде всего улыбчивость, способность постоянно улыбаться".
"Харизма - это способность увлечь людей, внушить им чувство собственной значимости. Тогда они пойдут за вами. Надо меньше думать о себе, и больше - о них".
И нужно верить в то, что говоришь, добавляет Леди Джадж: "Если хочешь создать впечатление сильного человека, нужно выглядеть соответствующе".
"Я вообще человек ранимый, меня легко обидеть. Но приходится подавлять это в себе: выглядеть сильной, говорить уверенно, действовать решительно".
А как насчет обучения харизме?
"Хотелось бы верить, что это возможно, - говорит она, вспоминая свою школу ораторского мастерства. - Если даже меня сумели урезонить, то наверное, и харизме можно научить".
Однако не все разделяют такую точку зрения. Один из скептиков, профессор психологии Ричард Вайзман, специализируется на харизме, как и его лондонский коллега Рейд.
"Я никогда не пробовал обучать [харизме], но могу предположить, что никакого толку из этого не выйдет", - говорит он.
"Харизма - это уникальная смесь из страсти, способности заражать этой страстью других и таланта доносить мысли и идеи в простой и понятной форме, чтобы люди ими прониклись."
"Обучить этому, не скатываясь в банальности, непросто", - говорит Вайзман.
Рейд игнорирует скептиков и продолжает собирать классы: у него обучались сотрудники аудиторской компании Ernst & Young, IT-фирм Sophos и Cap Gemini, полицейские из лондонского Сити и чиновники из британского министерства обороны.
"Обычно это люди, которые стремятся к повышению, или уже получили его и пытаются освоиться в новой роли. Или руководители всех мастей, которым не хватает навыков, чтобы мотивировать и увлекать за собой подчиненных", - говорит Рейд.
В ответ на вопрос, кого он считает самыми харизматичными фигурами современности, Рейд, не задумываясь, называет Далай-ламу и американскую телезвезду Опру Уинфри.
У Опры полный набор, говорит он, а Далай-лама - скромный, душевный и общительный.
Читайте также
Элизабет Хотсон