Среда

Не все мясо одинаково полезно

Ученые обнаружили, что в мясе некоторых млекопитающих, а также в икре рыб содержится вещество, способное спровоцировать развитие онкологических заболеваний.

29.03.2018
Источник:ХХ2ВЕК

Блюда, приготавливаемые из рыб, практически не содержат вредную для здоровья N-гликолилнейраминовую кислоту. Чего нельзя сказать об икре.

Группа ученых из Университета Невады в Рино (University of Nevada, Reno) обнаружила, что в мясе некоторых млекопитающих, а также в икре рыб содержится вещество, способное спровоцировать развитие хронических воспалительных процессов и даже онкологических заболеваний.

К такому выводу авторы новой работы пришли, изучив эволюционную историю гена CMAH, необходимого для за синтеза N-гликолилнейраминовой кислоты (Neu5Gc). Наши предки "избавились" от гена CMAH около 2 млн лет тому назад. Вместе с геном наш вид утратил и способность к выработке Neu5Gc. Более того, теперь человеческая иммунная система распознает это вещество как чужеродное - и реагирует соответствующе. Именно поэтому употребление в пищу продуктов, богатых Neu5Gc, может быть вредно и даже опасно для здоровья.

Больше всего Neu5Gc содержится в красном мясе: свинине, баранине, говядине. Существенно меньше - в молочных продуктах и мясе некоторых рыб. А вот у птиц гена CMAH нет, поэтому их мясо можно есть, не опасаясь, что в организм попадет дополнительная порция N-гликолилнейраминовой кислоты.

В рамках исследования ученые проанализировали геномы живых существ, занимающих различное положение на древе эволюции. Весь собранный генетический материал тестировался на предмет наличия (или отсутствия) активного гена CMAH.

Искомый ген был найден у нескольких видов бактерий, ряда водорослей, а также у 184 видов вторичноротых. У птиц, а также у всех изученных рептилий, за исключением одного вида ящериц, ген отсутствовал. "Это открытие было неожиданным, так как до сих пор считалось, что ген был утрачен еще у предка всех рептилий и птиц", - отмечают ученые.

Вторичноротые (лат. Deuterostomia) - группа многоклеточных животных, входящая в состав таксона Bilateria. К вторичноротым относятся в и позвоночные, в том числе - и человек.

У вторичноротых в период зародышевого развития на месте первичного рта (бластопора) образуется анальное отверстие, а собственно рот независимо появляется в передней части тела. Есть вторичная полость тела (цело́м).

Интересно, что само по себе наличие гена CMAH в геноме не делает соответствующий вид опасным для человека. Так, у некоторых рыб ген присутствует, но концентрация Neu5Gc в их мясе минимальна. А вот об икре этого не скажешь: по словам ученых, активно ген CMAH экспрессируется прежде всего в яйцах и яйцеводах.

Ученые надеются, что собранные ими данные и результаты будущих исследований гена CMAH и связанного с ним вещества Neu5Gc лягут в основу новых рекомендаций по питанию. Теоретически, эти сведения могут также помочь в поиске видов, ткани которых подходят для пересадки человеку. Очевидно, что все животные, в геноме которых CMAH присутствует, автоматически оказываются в "черном списке", так как любая попытка трансплантации, скорее всего, закончится развитием агрессивного иммунного ответа и отторжением.

Анна Керман