Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Салат

А
А

Личный успех

"Главное – извлечь урок из провала кибуцев и "коммунизма" в российском варианте, где применялась сила подавления. Детям не давали того, чего они хотели, загоняя в жесткие безальтернативные рамки. Снаружи были пабы, автомобили, путешествия, а здесь - тяжел

30.03.2012
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Из беседы д-ра Михаэля Лайтмана с Лимор Софер-Фетман – психотерапевтом, специалистом по педагогической психологии

Л. С.-Ф.: В современном воспитании упор делается на личный успех…

М. Л.: Причем, за счет использования ближнего.

Л. С.-Ф.: Вы правы. Среди детей процветают эксплуатация и насилие. Как Вы видите воспитание правильных взаимоотношений ребенка и общества?

М. Л.: Ребенок не должен рассматриваться сам по себе, отдельно от общества. Наглядным примером могут служить альпинисты, связанные между собой веревкой.

Л. С.-Ф.: Если падает один, то падают все.

М. Л.: Да, успех у них может быть только общий. В футболе это уже не так явно выражено - можно кого-то обвинить, а кого-то поощрить.

Л. С.-Ф.: То есть, в группе есть "звезды".

М. Л.: В том-то и проблема, исказившая в последнее время эту игру. Она перестала быть командной - каждый стремится к личным достижениям и готов за большие деньги продать себя - неважно, какой стране. В итоге каждый играет сам, а не в команде.

Л. С.-Ф.: Интересно, что воспитательная система США ставит перед собой задачу сформировать ребенка, готового к конкуренции 21 века. К этому все и стремятся. Это разрушительный подход к достижению успеха, и приводит он к противоположному результату.

М. Л.: Верно. С такой же узкой, индивидуалистической позиции мы смотрим на природу и так преподаем предметы в школе. Один преподает физику, другой – химию и биологию, третий – географию и астрономию. У нас нет общего видения, именно поэтому все рушится.

Наука не занимается природой в целом. Мы смотрим узким взглядом на ее отдельные части, изучая их в искаженном виде, как будто они не связаны с другими частями.Живя в едином, цельном мире, мы искусственно разделили его на множество ломтей.

Если бы ребенок видел цельную картину, это решило бы многие его проблемы.

Л. С.-Ф.: Проблемы в чем?

М. Л.: В его отношениях с обществом, с другими детьми, в построении семьи, – от маленькой ячейки до большого мира.

Л. С.-Ф.: Нужно повысить важность общества в его глазах?

М. Л.: Нет, он просто должен чувствовать себя и общество единым целым. Недопустимо, чтобы один человек обманывал другого, да еще лицемерно называя его при этом "братом"! Между прочим, брата мы обводим вокруг пальца еще чаще, чем постороннего.

Л. С.-Ф.: У себя в клинике я не раз сталкивалась с людьми, получившими воспитание в кибуце. Там воспитанием детей занимались не родители, а воспитатели - родители приходили домой только вечером. Многие из этих пациентов не могли потом ужиться в обществе.

М. Л.: В кибуцах было принято вмешиваться в частную жизнь, в жизнь семьи. Детей отделяли от родителей, не оставляя людям ничего личного.

Мы же говорим о равновесии между общественным и личным. Там все строилось на подавлении желания человека, а мы хотим научить его участвовать в жизни общества.

Кроме того, мы не занимаемся формированием личности в условиях гетто. Ведь кибуц - это гетто, которое гордилось собой, ставя себя выше остальных. Я уже не говорю о том, насколько эгоистическими были их расчеты, сколько средств они получали от государства.

Главное – извлечь урок из провала кибуцев и "коммунизма" в российском варианте, где применялась сила подавления. Детям не давали того, чего они хотели, загоняя в жесткие безальтернативные рамки. Снаружи были пабы, автомобили, путешествия, а здесь - тяжелая работа и жизнь в ограничениях.

Мы должны с самого раннего возраста формировать у детей коллективную ответственность и ощущение группы как единого целого. Кстати, это есть у животных – так им легче выжить.

Я говорю о необходимости воспитать человека нормальным членом общества, способным считаться с другими людьми. Он должен понимать, что общество - это фундамент, без которого он не может существовать и о котором должен заботиться.

Л. С.-Ф.: Методика достижения успеха, предлагаемая Вами, совершенно противоположна той, которую пытаются реализовать в США.

М. Л.: Нам кажется, что мы способны достигнуть успеха за счет собственных усилий. Но это иллюзия. Сейчас, когда мир становится интегральным и погружается в кризис, все зависит только от нашей способности объединиться. В конечном счете, все приходит к нам в соответствии с тем, насколько мы уживаемся между собой.

Л. С.-Ф.: Нас к этому вынуждает природа. Но это необходимо воспитывать, - само по себе это не получится?

М. Л.: Нет.

Л. С.-Ф.: Как это должно проявляться в школе?

М. Л.: Школа должна стать другой. Прежде всего, ребенка нужно обучать умению быть частью общества.

Л. С.-Ф.: Что это значит? Например, поставить стул не только себе, а и другим?

М. Л.: Не только. Маленький человек с момента осознания себя внутри социума – буквально с 3 лет - должен включиться в состояние жизни вместе с другими, понимая, что он зависит от всех, а все зависят от него. Дети принимают это совершенно естественно.

Если бы наш подход к природе был глобальным, мы бы увидели природу как единое целое, в котором мы и вся остальная природа - неживая, растительная и животные - связаны в одну глобальную систему. Тогда мы и детей научили бы пониманию всеобщей связи.

Тогда биология, физиология, география и другие дисциплины стали бы единым предметом, изучающим единую природу, - ведь именно так мы существуем. Не надо ничего придумывать, просто надо исправить искажение нашего восприятия и учить детей тому, как прийти к гармонии со всей природой.

Л. С.-Ф.: Должны ли родители быть согласны с таким подходом?

М. Л.: Необходимо полное согласие всего общества в корне изменить всю систему воспитания. Если нам не удастся изменить общественное мнение в этом вопросе, - нас вынудят к этому удары.

Нужно просто перевернуть наш подход к воспитанию. В школах не должно быть духа соревнования. Я думаю, нельзя ставить ученикам оценки и проводить экзамены. Оцениваться должно только участие ребенка в совместных действиях, мера его помощи и поддержки остальных.

Ребенок почувствует, что без группы не может достичь успеха, - и это действительно так. Путь к его успеху - только через связь с остальными, через согласие и взаимную поддержку, - когда никто не остается один.

Л. С.-Ф.: Да, есть исследования, показывающие, что в классах с дружелюбной атмосферой успеваемость учеников выше. Но как при этом сохранить его индивидуальность?

М. Л.: Его "Я" не пострадает, поскольку индивидуальность ребенка не стирается. Наоборот, он получает возможность найти свое место в обществе в соответствии со своими стремлениями и склонностями. Именно объединение в группе приведет его к большему успеху. Сегодня даже в науке невозможно чего-то добиться без команды.

Ребенок будет воспринимать себя как частицу общества, а не как нечто отдельное, и измерять свой успех успехом общества. В результате он начнет относиться к окружающему обществу как к семье. Такое воспитание заложит в ребенке плодотворную основу, которая даст высокие и добрые результаты. Дело лишь за реализацией.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке