Набоков и Иерусалим: долгожданная встреча
Фото: Getty Images
Набоков и Иерусалим: долгожданная встреча

Владимир Набоков был связан с Иерусалимом многими нитями, протянутыми через его поэзию, прозу, жизнь и… мечту о Иерусалиме. Извечную мечту великого писателя Владимира Набокова побывать в Иерусалиме воплотит известный российский актер и режиссер Александр Баргман. В конце мая по приглашению израильского театра "Контекст", в планах которого - показ избранных моноспектаклей мировой сцены в Израиле, Баргман привезет моноспектакль "Душекружение", поставленный по ранней прозе классика русской и американской литературы и уже ставший лауреатом многих театральных премий.

А мы проследим за другими нитями, связавшими великого писателя и "Небесный Град".

Иерусалим и жизнь: приглашение от Тедди Колека и апельсины из Хайфы

Знаменитый писатель Владимир Набоков, автор всемирно известных романов "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Камера обскура", "Дар" и, конечно, "Лолита", никогда не был в Иерусалиме, хотя мечтал об этом чуть ли не всю жизнь. В середине 1970-х многолетнее желание писателя сравнить свое личное представление о Иерусалиме Небесном с Иерусалимом Земным уже казалось вполне осуществимым, но, увы, так и не реализовалось…

Впервые приглашение посетить Святую Землю и Иерусалим Владимир Набоков получил еще в 1936 году от своего друга и однокашника по питерскому Тенишевскому училищу Самуила Израилевича Розова, в то время инженера и архитектора в Хайфе. И в юности, и в зрелые годы их многое объединяло – по воспоминаниям самого Набокова они "обсуждали Чехова, поэзию и сионизм". Набоков ввел друга также в один из своих бессмертных романов – "Пнин" (1955) в качестве эпизодического персонажа Самуила Израилевича, старинного друга профессора Пнина и самого автора, прозрачно завуалированного в имени Вадим Вадимыч. Их переписка длилась несколько десятилетий, Самуил периодически отсылал Владимиру посылки с его любимыми апельсинами, которые, кстати, тоже не однажды нашли свое отражение в произведениях Набокова. В 1962 году Розов даже посетил Набокова в Швейцарии, где еще более настойчиво приглашал товарища в гости, но Набоков только кивал в ответ и обещал непременно приехать.

Владимир Набоков, 1960 год

 

Первое официальное приглашение Набокову посетить Израиль было сделано израильским послом в Швейцарии Арье Левави в декабре 1970 года. Писатель отложил тогда свой израильский визит до апреля 1972-го, ввиду того, что был вынужден отправиться в Нью-Йорк на премьеру мюзикла "Лолита".

В 1975 году чету Набоковых с Израилем могла связать певческая карьера их единственного сына. С обладателем глубокого проникновенного баса Дмитрием Набоковым вела переговоры о сотрудничестве Израильская опера, уже готов был контракт, но и в этот раз не сложилось…

За год до этого, в конце 1974-го, знаменитого на весь мир Набокова в Иерусалим приглашал сам Тедди Коллек – легендарный мэр израильской столицы. Живого классика русской и американской литературы ждали в израильской столице в качестве официального гостя. В ответ Набоков пошутил, что с удовольствием прервет свое уединение ради "посещения музеев и охоты за бабочками на склонах Моава". В апреле 1976 года писатель даже забронировал апартаменты в "Мишкенот Шеананим", историческом здании, предназначенном для приезжающих художников и ученых. Зная, что окно гостиницы выходит к горе Сион и стенам Старого города, писатель уже предвкушал, как этот прекрасный вид будет его вдохновлять во время написания романа "Происхождение Лауры". Но к весне 1977-го, когда подошел срок визита, Набоков уже мог путешествовать только в карете скорой помощи…

Иерусалим в поэзии и прозе: в Гефсиманском саду Небесного Града

Стихотворения Набокова, в которых воспеты Иерусалим и Святая земля, относятся ко временам его молодости. Отталкиваясь от библейских сюжетов, автор создает новые - с поразительной отчетливостью, со множеством точных деталей, словно уже осуществил мечту и сам жил и странствовал в этом мире.

Ни в ранней, ни в зрелой прозе Набокова не было четкого и явного образа города его мечты – Иерусалима. Разве что в эссе "Совершенство" он поэтически материализуется "на карте христианского средневековья... с райским востоком наверху, и с Иерусалимом - золотым пупом мира – посредине". Однако дух Небесного Града, не нуждающегося в мирских, топографических и бытовых определениях, вполне осязаем чуть ли не во всех произведениях, вышедших из-под пера писателя, прошедшего через три вынужденные эмиграции – сначала с родителями из большевистской России, затем с женой-еврейкой из нацистского Берлина и ждущего оккупации Парижа. 

Иерусалим в театре: встреча и исполнение мечты

Как свидетельствуют близкие Набокова, а также исследователи его жизни и творчества, восторженно писатель относился не только к Иерусалиму, но и к самому Израилю. С момента создания еврейского государства Набоков систематически помогал ему деньгами, делая регулярные взносы в фонд обороны Израиля. Владимир Владимирович всегда мечтал побывать в Израиле, в Иерусалиме, и только смерть писателя не дала этим планам осуществиться. Вполне возможно, что изощренный эстет, синестетик, философ и удивительной силы лирик Владимир Набоков сознательно оставил недосягаемыми для себя и сам Вечный Город, и его бабочек: в жизни должно оставаться место мечте – красивой, манящей и недосягаемой…

Однако в мае 2012 года Набоков прибудет, наконец, в Иерусалим. Из его родного Санкт-Петербурга по приглашению израильского театра "Контекст" на гастроли в Израиль с моноспектаклем "Душекружение", поставленном по ранним новеллам Набокова, приезжает известный "Такой театр".

Актер, режиссер и художественный руководитель театра – известный российский театральный деятель, лауреат Государственной премии Александр Баргман – представит израильской театральной публике воплощение набоковского взгляда на "не таких людей" в "не таком городе". Отыграв спектакль в Иерусалиме, Баргман соединит, наконец, невидимые нити, связывающие Набокова с городом своего детства и городом своей мечты.

Александр Баргман

 

Моноспектакли Александра Баргмана "Душекружение" ("Такой театр", Санкт-Петербург) состоятся:

25 мая, в пятницу, в 20.30 - в Тель-Авиве (Центр Сузан Даляль, зал "Ярон Иерушальми")

27 мая, в воскресенье, в 20.00 - в Реховоте (Исследовательский центр Вайцман, зал "Авнер")

28 мая, в понедельник, в 20.00 - в Ашдоде (Культурный центр "Монарт")

29 мая, во вторник, в 20.00 - в Иерусалиме (Центр Жерар Бахар, зал "Лио Модел")

31 мая, в четверг, в 20.00 - в Хайфе (зал "Бейтену") 

Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03

counter
Comments system Cackle
Загрузка...