Читайте также
Одному ученому из лаборатории "Калико", которая занимается решением загадок смерти и долголетия, не хотелось заниматься генами круглых червей и изучать живущую в лаборатории группу голых землекопов. Он с самого начала хотел найти ответ на более масштабный вопрос: насколько важную роль играют гены в определении продолжительности жизни? Журнал "Уайерд" рассказывает, какие результаты принесло это исследование.
В 2013 году разработчик и сооснователь поисковой системы "Гугл" (Google) Ларри Пейдж (Larry Page) объявил о создании новой компании "Альфабет" (Alphabet), которая должна была заняться решением загадок смерти и долголетия. С тех пор лаборатория по изучению вопросов долголетия под названием "Калико" (Calico) - сокращенное от California Life Company ("Калифорнийская компания жизни") - пытается в мельчайших подробностях изучить биологию старения в надежде однажды победить смерть. Эта компания, чья деятельность окутана завесой тайны, обнародовала крайне мало подробностей о том, чем она занимается в своей лаборатории в Кремниевой долине, однако некоторые намеки все же появлялись. Одним из первых приглашенных в эту компанию специалистов стала известная генетик Синтия Кеньон (Cynthia Kenyon), ученый-исследователь из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, которая 20 лет назад сумела в два раза увеличить продолжительность жизни круглых червей, изменив всего одну "букву" в их ДНК.
Начав работать на "Калико", Кеньон пригласила туда доктора наук в области биоинформатики из Калифорнийского университета в Сан-Франциско по имени Грэхэм Руби (Graham Ruby). Ему не хотелось заниматься генами круглых червей и изучать живущую в лаборатории группу голых землекопов. Он с самого начала хотел найти ответ на более масштабный вопрос: насколько важную роль играют гены в определении продолжительности жизни? Другие ученые до него уже пытались задать этот вопрос и получили противоречивые результаты. Чтобы все прояснить, необходимо было собрать гораздо больше данных. Поэтому специалисты "Калико" обратились к самой большой базе данных семейных историй в мире - к генеалогической компании "Энсестри" (Ancestry).
В 2015 году эти две компании подписали соглашение о сотрудничестве в области исследований, чтобы изучить вопрос о том, действительно ли долголетие является наследственной чертой. Руби возглавил наступление на гигантский лес семейных деревьев компании "Энсестри". Изучив семейные истории более 400 миллионов человек, которые жили и умерли в Европе и Америке начиная с 1800 года, он пришел к выводу о том, что, хотя в некоторых случаях долголетие действительно является семейной чертой, ДНК человека оказывает гораздо меньше влияния на продолжительность его жизни, чем прежде считалось. Результаты исследования Руби, опубликованные во вторник, 6 ноября, в журнале "Генетика" (Genetics), - это первая открытая публикация результатов совместного проекта этих двух компаний, который завершился в июле и детали которого остаются в тайне.
"Наследуемость долголетия среди людей, вероятно, не превышает 7%", - говорит Руби. Согласно более ранним оценкам того, насколько гены определяют разницу в продолжительности жизни, этот процент варьировался от 15% до 30%. Что удалось обнаружить Руби из того, что его предшественники упустили из виду? То, насколько часто влюбленные люди опровергают старинную поговорку о "противоположностях, которые притягиваются".
Выясняется, что представители всех поколений гораздо чаще выбирали себе партнеров с такой же продолжительностью жизни, чем можно было спрогнозировать, руководствуясь теорией случайности. В основе этого феномена - "ассортативного спаривания" - может лежать генетика или какие-то социокультурные черты - или и то, и другое сразу. К примеру, вы можете выбрать партнера, у которого тоже вьющиеся волосы, и, если характеристика вьющихся волос каким-то образом связана с долголетием, это повысит шансы на то, что вы передадите предрасположенность к долголетию вашим детям. То же самое касается таких не обусловленных генетикой черт, как уровень дохода, образование и доступ к качественному медицинскому обслуживанию. Люди как правило выбирают себе партнеров примерно с тем же уровнем дохода и с тем же уровнем образования, а высокий уровень того и другого зачастую обуславливает более долгую и здоровую жизнь.
Первые мысли о том, что дело может быть вовсе не в генетике и не в общей семейной среде, пришли в голову Руби, когда он попытался проанализировать членов семей, не связанных кровным родством. Он начал с анализа данных семейных древ, куда вошли более 400 миллионов человек. Эти данные были очищены, деидентифицированы и проанализированы специалистами по генеалогии и компьютерным наукам в "Энсестри". Опираясь на базовый закон наследственности - особь наследует половину своих генов от отца и половину от матери - команда Руби изучила, насколько тесно два человека были связаны узами родства и сколько они прожили. Они исследовали пары родитель-ребенок, сестра-брат, двоюродные и троюродные братья и сестры и так далее. И здесь им не удалось обнаружить ничего особенно интересного.
Но, когда Руби стал анализировать членов семей, не связанных кровным родством, он обнаружил странные вещи. Логика внушает вам, что у вас не должно быть множества сходств в ДНК с супругами ваших братьев или сестер - к примеру, с женой вашего брата или с мужем вашей сестры. Но, как показал анализ Руби, люди, связанные посредством брака ближайшего родственника, демонстрировали сходную продолжительность жизни с такой же долей вероятности, что и люди, связанные кровным родством. "Я был поражен, - сказал Руби. - Хотя прежде еще никто не демонстрировал воздействие ассортативного спаривания в такой степени, это хорошо вписывается в наши знания о структуре человеческих сообществ".
Результаты этого исследования могут повлиять на ход множества исследований вопросов долголетия. По словам Руби, его исследование вовсе не отрицает результаты более ранних исследований и поисков генов, связанных со старением или развитием каких-то заболеваний, однако оно доказывает, что находить эти гены в дальнейшем будет все тяжелее. Чтобы обнаружить их, ученым понадобится анализировать огромные объемы данных, чтобы добиться статистической достоверности. Но это не должно стать проблемой для "Калико", которая в рамках партнерства имеет доступ не только к семейным древам, но и к деидентифицированным данным ДНК миллионов генотипированных клиентов "Энсестри".
В настоящее время процедуру экспертной оценки проходит еще одна совместная работа "Калико" и "Энсестри". По словам представителя "Энсестри", согласно условиям их соглашения о партнерстве, их совместная работа должна увенчаться составлением доклада, в котором будут отражены все их находки и выводы. "Калико" имеет право продолжать работу в любом направлении, взяв за основу этот анализ, однако пока компания ничего не сообщает о том, каковы итоги их совместной работы.
Пока главный вывод, вероятнее всего, заключается в том, что люди сами определяют свою продолжительность жизни в большей степени, нежели их гены. Те обстоятельства, которые являются общими для членов одной семьи, - дом и район, культура и кухня, доступ к образованию и медицинскому обслуживанию - в гораздо большей степени влияют на то, какие цифры однажды украсят их могильный камень.
Возможно, именно поэтому главный научный сотрудник "Энсестри" Кэтрин Болл (Catherine Ball) говорит, что их компания в ближайшее время не планирует ставить метки продолжительности жизни на их продуктах. "Сейчас долголетие кажется скорее следствием того выбора, который мы делаем", - говорит она. Она указывает на отдельные моменты, когда продолжительность жизни резко снижалась - к примеру, таким моментом для мужчин стала Первая мировая война, а затем было еще две волны во второй половине 20 века, когда мужчины, а затем и женщины пристрастились к сигаретам.
"Не курите, и не ходите на войну. Вот мои советы", - сказала она. И, если возможно, найдите время для занятий спортом. В ежедневнике Болл уже отмечено, что во вторник утром у нее занятие спортом. На этот раз, признается Болл, она не станет отменять его в последнюю минуту.
Меган Молтени (Megan Molteni), Wired Magazine, США