Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Салат

А
А

К "Золотому медведю" подобрали "Синонимы"

Победу одержала снятая в копродукции с Францией и Германией израильская лента "Синонимы" режиссера Надава Лапида.

18.02.2019
מערכת וואלה! צילום מסך

Победителем Берлинале-2019 стал израильский фильм про миграцию

Завершился 69-й Берлинский кинофестиваль - победу одержала снятая в копродукции с Францией и Германией израильская лента "Синонимы" режиссера Надава Лапида. Показанная в один из последних дней смотра эта картина мгновенно стала фаворитом и зарубежных, и российских критиков. Решение жюри, таким образом, в кои-то веки совпало с предпочтениями профессиональной фестивальной публики. И это при условии, что выбирать было из чего - Берлин представил самый сильный за последние несколько лет конкурс.

Надав Лапид. Фото: Getty Images/Thomas Niedermueller


"Синонимы" - неровное, заигрывающее со зрителем и играющее с жанрами кино, вызывающее противоречивые чувства. Совсем как его невозмутимый на лицо, но при этом яростный внутри главный герой. Кино смешное и серьезное. Одновременно и оммаж французской "новой волне" и Бертолуччи, и предельно актуальная социальная трагикомедия про родину и национальную идентичность. Про мигрантов, но не про привычное для данной темы невыносимое выживание на дне, а про накаченного и владеющего почти идеальным литературным французским красавца Йоава (дебютант Том Мерсье), сбежавшего из Израиля в Париж, чтобы стать французом. Обворованного в первый же день, обнаженного и замерзающего в ванной огромной заброшенной квартиры его находят Эмиль (Кэнтан Дольмер) и Каролин (Луиз Шевийон) - молодая буржуазная пара. "Обрезанный", - подмечает молодой человек, пока они с девушкой перетаскивают тело незнакомца в свою кровать, в попытке согреть. Каролин промолчит, хотя позднее признается Йоаву - "Я сразу поняла, что у нас будет секс". Посмотреть, действительно, есть на что.

Впрочем, Йоаву не до этого - хотя он и будет исправно спать с Каролин и выслушивать стенания желающего стать писателем наследника большого состояния и управляющего крупным семейным бизнесом Эмиля, в ответ выдавая почти фантастические истории из своего прошлого. Настоящая цель - стать французом, ради чего он наотрез отказывается говорить на иврите (даже с соотечественниками, которые, напротив, вслух, громко и гордо заявляют о своей национальной принадлежности) и целыми днями читает словарь, заучивая замысловатые французские синонимы. Пока дело не доходит до курсов подготовки к экзамену на получение французского паспорта: нельзя приобрести новую идентичность, просто отказавшись от себя - ровно, что долбиться в закрытую дверь французской квартиры, в которой кто-то скорее всего умирает.

Читайте также


"Синонимы" - безусловно, один из самых ярких и по-настоящему свежих фильмов Берлинале-2019, равноценную пару которому по уровню вызываемой любви-ненависти может составить разве что "Золотая перчатка" Фатиха Акина, которой в итоге призов не досталось. Видимо, награждать фильм про маньяка, расчленяющего женщин, не комильфо, пусть даже история эта говорит о современной Германии куда больше, чем завоевавшие призы "Крушитель системы" Норы Фингшайдт и "Я был дома, но…" Ангелы Шанелек. Примечательно, что первый, получивший приз Альфреда Бауэра и, по мнению жюри, открывающий новые пути в киноискусстве (именно такая формулировка у этой награды), является не более, чем крепкой "социалкой" - такого кино в одной Германии снимается, как показывает из года в год берлинский конкурс, великое множество. Второй, за который Шанелек получила режиссерского "Серебряного медведя" - синефильское, на грани с графоманским упражнение якобы в киноязыке, которое не деле выражается не более чем в заковыристом монтаже и то в отсутствии диалогов, то в избыточных (но не без остроумия) монологах.

Еще одно странное решение жюри во главе с Жюльет Бинош приняло в отношении актерских номинаций. Статуэтки и за лучшую мужскую и за лучшую женскую роли забрали исполнители одного фильма, ленты "Прощай, сын мой" режиссера Вана Сяошуайя - Ван Цзинчунь и Юн Мэй. После того как по техническим причинам был отменен показ "Одной секунды" Чжана Имоу (о чем на церемонии с сожалением вспоминало жюри, выражая надежду вскоре увидеть картину в кинотеатрах), "Прощай, сын мой" остался единственным представителем Китая. И если от Имоу можно было ждать очередного высокохудожественного исторического эпоса - фестивального китайского кино - то Сяошуай представил универсальную семейную сагу, для порядка отсылающую зрителя к некоторым особенностям устройства Поднебесной, но в целом являющуюся не более чем мелодрамой с благостным финалом. Сразу два приза - много для этого фильма (много даже один).

Были, однако, на церемонии и приятные сюрпризы, и совсем уж неожиданные повороты. К первым можно отнести, например, победу оператора норвежской картины Ханса Петтера Муланда "Угоняя лошадей" - Расмуса Видебака, превратившего кадры с деревьями, речкой, полем лошадьми и лесорубами в визуальный аналог скандинавского героико-поэтического эпоса. Или награду за сценарий, которую забрали авторы "Пираний Неаполя" - Маурицио Брауччи, Клаудио Джованнези и Роберто Савиано, давно и местами бесстрашно сражающиеся силами искусства с неаполитанской мафией. В этот раз рассказали про подростков, что и похвально, и в тренде фестиваля, в этом году обратившего особое внимание на проблемы детей.

Что касается неожиданностей, то главной стала, пожалуй, победа Франсуа Озона - режиссеру, объехавшему все фестивали и всегда остававшемуся без призов, несмотря на безоговорочное признание со стороны как зрителей, так и профессионального сообщества, жюри Берлинале-2019 вручило свое Гран-при. С другой стороны, и фильм "С божьей помощью" для творчества Озона во многом неожиданный - про мужчин, по собственному сценарию, по реальной (и еще не законченной) истории; кино актуальное, социальное. Хотя, главное, конечно, - по-прежнему мастерское в каждой детали и в целом.

Впрочем, запомнится церемония вручения призов Берлинале-2019 не только именами победителей, но и прощанием с директором фестиваля Дитером Коссликом. Возглавлявший смотр на протяжении 18 лет, в 2020 году он уступит свое место Карло Шатриану, ранее руководившему фестивалем в Локарно, и Мариетте Риссенбек, долгое время управлявшей German Films. И нынешняя, кто бы что ни говорил, небывало сильная, интересная, противоречивая в своем разнообразии, местами на грани фола (терять нечего - и это прекрасно!), но талантливая конкурсная программа - самый красивый способ для директора попрощаться со своим фестивалем, который в следующем году станет то ли лучше, то ли хуже - покажет время. Но точно станет другим.

Наталия Григорьева

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке