...Балет – это торжество души и красоты над всей грубостью и косностью. Пуанты – балетные туфельки для тех, кто не умеет и не хочет ходить по лужам. И в прямом, и в переносном смысле. Так думала я, сидя в зале нашей оперы и наблюдая за тем, как артисты Большого канадского балета репетируют спектакль "Вендетта". Вот танцовщица застыла в невообразимом батмане, вот два танцовщика оторвались от пола и взлетели. Кажется, что навсегда... "Вендетту" поставила хореограф Аннабель Лопес Очоа. Большой канадский балет показывает этот спектакль на израильских гастролях. Иллюминация, звуки поезда, казино и пышные похороны, которые так подробно показаны, будто время и ненавить вместе остановились. Свадьбы. Мужская резкая, но эстетичная и наполненная дансантностью. драка. Парящая правда поддержки и пируэта. Канадцы танцуют легко и счастливо, заметно, что они влюблены в спектакль.
...Сюжет – что-то вроде одной из литературных линий Марио Пьюзо. "Крестный отец" в музыке Баха и Пьяццоллы. Годы на сцене идут – а герои этой танцевальной повести все так же играют со смертью в рулетку. Идут годы. Бегут огни, мчатся поезда. Маленькая прелестная девочка в красном платье танцует с папой. Счастье танцует с ней. Одна эффектная сцена – и она уже взрослая. Невеста. Влюбленная. И вот она уже жена. А вот она изумленно и очарованно держится за живот, она беременна, и тревожно- трепетно смотрит на все вокруг, и танцует, танцует. И спокойно и холодно заказывает убийство брата. Который мешает жить. Мешает царить и вершить свою, чужую, мафиозную волю. Герои всерьез танцуют, всерьез умирают. Всерьез живут. Главная героиня женственна и реалистична. В ней есть что-то от Кармен, что-то от героинь Лорки. Грозно и восторженно она ведет свою партию. Ее элевация победно-фантастична. Высокий прыжок – аргумент в споре о том, все ли подвластны закону всемирного тяготения. Так тепло и нежно она приникает к дочери, которая растет в тени заговоров и неискоренимой вражды. Так горячо и безоглядно взлетает-чарует в адажио любви...Гордо и цинично выпрямляется в финале, словно подводя черту под списком казненных. Но не думайте, что балет "Вендетта" рассказывает только о гангстерах и смертях. Это красивая балетная фантасмагория, с пикантным привкусом варьете, с неоклассической нетривиальной подачей, живой и очень оригинальной сценографией, коллаж-прогулка по жестокому времени и жестоким сердцам. Партию главной героини, влюбленной и ненавидящей, наделенной такими бесконечными-длинными ногами, что это кажется обманом зрения ( будто это о ней сказал писатель Джон Драйден, что танец – поэзия ног), исполняет Анна Несвитайло, уроженка Харькова, мама одной из маленьких девочек, которые заняты в балете ( дочки здесь растут быстро, быстрее, чем в реальной жизни, и надо несколько юных артисток, чтобы этот ход времени показать). Репетиция закончена. Артисты на сцене выслушивают замечания, указания, они еще там, где беспощадно светят прожекторы и, перед тем, как умереть, надо танцевать красиво и вдохновенно.
Все расходятся. Через три часа спектакль. Все билеты проданы. Огромный зал оперы будет жить в этом танцевальном рассказе, забыв про свои беды, суету, не балетные тревоги.
Читайте также
Девушка с косичками, в алом костюме, тонкая и гибка, приветливо здоровается (по костюму я ее узнаю – это прима, Аня Несвитайло). Мы беседуем.
- Как все началось, как вы выбрали балет?
- Танцевала старшая сестра, я пошла по ее стопам. Закончила Харьковскую балетную школу, год танцевала в харьковском балете. Потом уехала в Каир, много танцевала сольных партий. Там я познакомилась с будущим мужем, Сашей. Он тоже из Харькова, мы учились в одной школе, он был одноклассником моей старшей сестры. Мы с ним тогда не пересекались. Потом вместе уехали в Канаду. Нам подходили те труппы¸ куда на аудицию можно послать видео – денег на поездки не было. Так мы попали в балет Атлантик, оттуда перешли в Большой канадский балет. Я танцую в Монреале с 2005 года.
- Муж тоже танцует?
- Мой муж, Саша Онищенко, уже не танцует, он фотографирует- и очень хорошо.
- Над чем сейчас работаете, что репетируете?
- Скоро у нас "Жизель", я репетирую и Жизель, и Мирту, и виллису. Очень люблю этот балет, очень хочу его танцевать.
- Эта компания больше специализируется на современных постановках, на танце модерн?
- Раньше было так. Но с приходом нового директора, Ивана Каваляри, итальянца, очень умного и творческого) многое изменилось. Классика стала занимать большое место в репертуаре.
- Скажите, Анечка, театр – всегда интриги, зависть, битое стекло под ноги...ну, это я, конечно, преувеличиваю...У вас это так? Вам это знакомо?
- В этой труппе такого нет! У нас другие отношения. Раньше, например, в Харькове, было. Примерно то, что называется в армии "дедовщиной", было и у нас. Молодых поучали, иногда довольно жестко.
- Есть такой сувенир, такая памятная вещь, котооачя вам приносит счастье, которую вы всегда возите с собой?
Она задумывается¸ грустнеет.
- Памятные вещи есть¸ но с собой не вожу. Десять лет назад умерла моя младшая сестра – ей было всего двадцать...Это было страшно, очень, и теперь нелегко, да и неправда, что время лечит...я храню ее записки, какие-то маленькие вещицы...Они для меня драгоценные.
- Есть такая балерина¸ танцовщик, которые дя вас авторитеты, кумиры? Которых постоянно держите перед собой каким –то внутренним зрением как образец совершенства?
- Я скорее вижу и помню определенного артиста в определенной партии. Очень нравилась Ульяна Лопаткина, и я очень жалею¸ что не удалось ее вживую увидеть на сцену. И Диана Вишнева нравится, она прекрасная, я слышала, она приезжает в Израиль?
- Да, у нас будет ее фестивальный проект, в котором нам покажут фрагменты из балета "Нуреев", ожидается нечто интересное...
- Ах, как жаль, что я не увижу!
- Вы впервые в Израиле?
- Первый раз! И мне очень здесь интересно и приятно! Прекрасная погода, море, красивая набережная¸ все так вкусно! Я поела шварму – это нечто!
- Вы, разумеется, питаетесь редко...
- Как это? Почему?
- Все эти истории о том, что балерины не едят пищу людей, а питаются только росой и иногда фруктами.
Она смеется. От души, беззаботно. Девочка, совсем не звезда с афиш, скромная и светлая, проглядывает в ее смехе.
- Да нет же! Я ем нормально...
- ...и дома готовите?
- И дома готовлю!
- Что, например?
- Например, жареную картошку!
- Вы немного знакомы с израильским искусством танца?
- У нас ставил Охад Нагарин! Он – гений! Мы так любили этот спектакль, мы все влюбились в Охада! Было невероятно интересно с ним работать, и этот его прием, его фирменный знак, когда мы идем в зал, чтобы пригласить зрителей с нами потанцевать на сцене...Только всегда было тревожно, удастся ли выбрать тех, кто не побоится, кто выйдет...
- ... у нас такой проблемы нет – всегда все готовы... Какой комплимент, какие слова критиков¸ зрителей вам особенно дороги?
- Очень дороги все добрые слова! Когда зрители приходят и говорят "ты молодец", "вы так хорошо танцевали", это счастье! Нам необходимо это слышать, мы для этого живем и танцуем!
- Были ли смешные случаи, забавные ситуации в вашей балетной жизни?
- Сколько угодно! Например, была "Вендетта" в Канаде, я прыгнула – и лиф опустился. И все, что в лифе, оказалось снаружи. Ребята, партнеры стоят, никто и бровью не повел. Наверное¸ не заметили.
- Хотите, чтобы дочка стала балериной?
- Не знаю. Пусть сама решит. Она еще маленькая, ей пять. Раньще она никакого интереса не проявляла. А теперь, на этих гастролях, ее вроде поманило.
- У вас есть самая любимая книга¸ фильм, балет, нечто в искусстве, что дает вам силу, свет, всегда несет радость?
- Книги писателя Паоло Коэльо. Я могу прочесть одну его страницу или даже строчку – и уже есть силы, и на душе тепло...
Мы прощаемся. Совсем скоро спектакль. Девушка из Харькова, Аня с лучистыми глазами, уходит в свою Италию, в свою "Вендетту". Пусть ей всегда везет – на сцене¸ и в жизни.
Инна Шейхатович
Les Grands Ballets Canadiens de Montréal
"Вендетта. Истории мафии".
Хореография Аннабель Лопес Очоа
Костюмы – Даниэль Трасс
Музыка - Нино Рота, Пьяцолла, Бах, Телеман, Генри Манчини, Элени Караиндру, песни Сан-Ремо
28 февраля 2019 года, четверг, 20:00
1 марта 2019 года, пятница, 13:00
Все представления проходят в Тель-Авивском оперном театре имени Шломо Лахата (Чича), в рамках балетного абонемента.
Официальный сайт балета: https://grandsballets.com/en
Заказ билетов в кассе Израильской оперы по телефону 03-6927777 или в кассе «Браво» https://bit.ly/2W7r8Q7
Страница мероприятия - https://www.facebook.com/events/270754930505332/