Сыграть любовь очень трудно. Можно изобразить симпатию, заинтересованность, кокетство, сексуальность. Но передать подлинную страсть так, чтобы зритель безоговорочно поверил в искренность чувств, удается достаточно редко. Лене Фрайфельд веришь сразу, с первого появления на сцене она поднимает градус происходящего на немыслимую высоту. Непонятно, как она это делает, но в том и есть магия театра
Возобновляя спектакль "Раб", художественный руководитель Гешера Евгений Арье рисковал дважды. Во-первых, многие помнят постановку по роману Исаака Башевиса Зингера 17-летней давности, и сравнения неизбежны. Во-вторых, сыграть Ванду-Сарру Арье пригласил начинающую актрису Лену Фрайфельд. Для нее это не только первая главная роль в театре, но и первая вообще. Риск оправдался. Новый спектакль стал пронзительным откровением режиссера, а Лена - открытием не только Гешера, но и израильской сцены в целом. Нет сомнения, что у нее впереди такие же большие работы, в которых сможет полностью раскрыться ее глубокий драматический талант. После премьеры спектакля "Раб" Лена Фрайфельд дала первое в своей жизни интервью на русском языке.
- Лена, публика, которая увидела на сцене Гешера спектакль "Раб", ничего о вас не знает. Представим, что вы заполняете анкету…
- Мы с родителями приехали в Израиль в 1991-м из Львова, мне было три с половиной года. Папа - врач, мама - архитектор. Вначале жили в кибуце, а потом папа получил работу в университет им. Бен-Гуриона, и мы переехали в Беэр-Шеву. Там я училась в двух школах - общеобразовательной и балетной, затем отслужила в армии. После собиралась в университет, думала стать врачом, продолжить медицинскую династию. Но вдруг решила, что хочу профессионально заниматься танцами и поступила в танцевальную группу "Камеа". Это третья по популярности труппа-модерн в Израиле, очень серьезный коллектив. Танцевала, пять лет была солисткой.
- Когда вы поняли, что хотите не только молча двигаться, но и говорить?
- В какой-то момент стало понятно, что танцевать вечно я не смогу, а на сцене хочу быть всю жизнь. Решила, что нужно учиться в актерской школе, причем в самой лучшей. Положилась на судьбу: если поступлю, буду учиться, если нет - продолжу танцевать, а потом что-нибудь придумаю. Меня приняли в знаменитую школу Йорама Левинштейна в Тель-Авиве, где я проучилась три года. Моими учителями были директор Гешера Лена Крейндлина и актриса и режиссер этого театра Наташа Манор. Как раз, когда заканчивала учебу, объявили кастинг на роль Ванды в спектакле "Раб", и я его прошла.
- Родители с пониманием отнеслись к вашей актерской карьере?
- Они хотели, чтобы я стала врачом, кажется, все родители этого хотят. Мама переживала, говорила, что актеров много, талантливых много… Сейчас они немного успокоились. Для семьи моя работа в Гешере большая-большая честь.
- Как вам работалось с главным режиссером театра Евгением Арье?
- Для меня это было что-то невероятное. Я три года училась в театральной школе, а за полтора месяца репетиций с Арье прошла еще одну. Он меня многому научил, многое дал. Это было счастливое время - работа с ним. "Раб" уже идет, но мы все время что-то ищем, улучшаем, растем вместе со спектаклем.
- Ваш партнер - Саша Демидов, корифей, один из основателей Гешера. С ним легко или приходится подстраиваться?
- Саша почти 30 лет работает в Гешере, но каждый день приходит в театр, как в первый раз. Постоянно что-то придумывает, предлагает. Он - настоящий актер, при этом, очень скромный и большой труженик. Саша многое дал мне, рядом с ним очень комфортно, нет ощущения напряжения и стресса.
- Как вас приняла труппа Гешера? Ведь в такой спектакль, знаковый для театра, пригласили совсем молодую актрису.
- Гешер - это семья. Когда я пришла, меня обнимали, улыбались. Наташа Манор сидела на каждой репетиции, поддерживала, подсказывала. Я очень всем за это благодарна.
- Давайте о вашей героине - Ванде-Сарре. Она какая? Что вы искали для себя в этой роли?
- Когда я прочла книгу, сразу поняла, что Ванда слушается только своего сердца. Ей безразлично, что она христианка, а любимый человек - еврей. Она идет за ним, не принимая никаких запретов. Ванда из тех женщин, которые руководствуясь чувствами, способны изменить мир. Кто-то скажет, что это наивно, но для меня это самое важное в моей героине.
- Лена, вы теперь актриса Гешера?
- Еще нет, но я очень надеюсь, что буду. Держу кулачки и очень жду. Я, как Ванда - верю в хорошее.
- Чем вы увлекаетесь, кроме театра?
- После выпуска спектакля появилось время, я снова танцую и преподаю в балетной школе. Основа любого танца - техника классического балета, этому учу своих учеников. А еще читаю. Во время репетиций Саша Демидов советовал мне, что прочитать и посмотреть. Получился огромный список, два листа.
- Лена, а путешествия, рестораны с друзьями, просто отдых?
- Да, конечно. Но когда вы сейчас спросили, поняла, что в моей жизни этого мало… Я чувствую, что должна все время двигаться вперед. Если сидеть и ничего не делать, не будет энергии. Часто смотрю работы моих друзей по театральной школе. Мне это важно, так я заряжаюсь эмоциями и вдохновением.
Читайте также
- Вы любите кино? У кого из режиссеров вы бы хотели сниматься?
- Да, очень люблю. Сейчас много интересного в израильском кино, с удовольствием смотрю наши новые фильмы. А сняться хотелось бы у Квентина Тарантино, я его люблю, он интересный и странный. Но если честно, я просто очень хочу работать.
- А в театре какую роль хотите сыграть?
- Мне нравятся греческие трагедии, их героинь всегда переполняют бурные чувства. А я - очень эмоциональный человек, но эмоции бушуют у меня внутри, и мне бы очень хотелось выплеснуть их на сцене.
- Каждый человек по-своему представляет свой путь к успеху, даже если не формулирует. Какой рецепт у вас?
- Для того, чтобы достичь своей цели, необходимо полностью на ней сконцентрироваться, стать лучшим. Иначе ничего не получится.