Фотография – странное искусство. С того самого момента, когда "камера обскура" научилась отображать реальность, человечество стремится остановить прекрасные мгновения, запечатлеть, запомнить, сохранить…
Наши домашние фотоальбомы заполняются с годами "застывшими мгновениями", мы радуемся, листая их на досуге, наблюдаем с радостью, как растут наши дети, отмечаем с грустью, как стареем мы сами… И все повторяется – от поколения к поколению.
Вот только способность нажимать на "спуск" фотокамеры – еще не есть искусство. Именно поэтому мы застываем, пораженные, в выставочных залах, перед работами настоящих фотохудожников. Художник – не тот, кто сумел создать точную копию реальности, а тот, кто смог в этой реальности воплотить собственное "я", свое видение, свою трактовку, настроение и фантазию, причем так, чтобы любой зритель нашел в своей душе отклик увиденного, смог истолковать по-своему замысел того, кто стоял перед объективом…
Именно таковы работы фотохудожника Семена Левина , выставленные в виртуальной галерее сайта tarbut.ru, задуманного и созданного как копилка современных талантов – художников, скульпторов, музыкантов и писателей. Сайт tarbut.ru стал для них трамплином и источником информации об израильской культуре (заходите и убедитесь!), а многим даже удается продавать через него свои произведения. Большинство участников и авторов этого сайта - не профессиональные художники, но тем интереснее и удивительнее наблюдать за метаморфозой: Семен Левин, глазами которого мы видим Вечный Город таким, каким его может увидеть лишь человек, глубоко влюбленный в Иерусалим и понимающий его суть, - преподает восточные боевые искусства.
На первый взгляд – совершенно непонятно, как сочетаются эти полярные увлечения, но, наверное, в любых контрастах и противоречиях можно находить общие знаменатели. Искусство восточных единоборств подразумевает способность сосредоточиваться в себе, ощущать свой организм как часть вселенной, понимать суть противника и его слабости, видеть то, чего не может распознать обычный человек. Как знать, возможно, именно эти навыки помогают Семену Левину познать суть города сквозь паутины дождя и заставить эти подвижные динамичные субстанции замирать перед его объективом "изнутри", оставляя за кадром внешнюю оболочку?!
В картинах Левина, а назвать эти работы просто "фотографиями" не поворачивается язык, - очень разный и очень знакомый Иерусалим. Тот, кому посчастливилось пожить хоть несколько лет в этом непростом городе, узнает его таким, каким не увидят его туристы на "скоростной" экскурсии, или просто случайные прохожие, забредшие сюда по ошибке. Это не тот Иерусалим, который выставлен на продажу на ярких открытках и не тот, который мы видим в новостных сводках.
Большинство работ не озаглавлены – вместо названия просто троеточие. И, наверное, это правильно. Потому что тот, кто сможет разглядеть просыпающийся город сквозь кружево весеннего цветения, почувствовать запах свежести, раннего ветерка, угадать первых пешеходов в переулках, которые не видны на снимке, - тот не нуждается в заголовках.
Справедливости ради стоит заметить, что далеко не все работы Семена Левина посвящены Иерусалиму. Много раз виденные и такие узнаваемые башни торгового центра Азриэли кажутся пришельцами из другого, незнакомого мира. Глядя на них, видишь не сами башни, они – лишь отражение зимнего Тель-Авива под дождем. У каждого из нас эта картина разбудит какие-то свои, очень индивидуальные ассоциации. Кому-то привидится осенний пляж, улочки старого Тель-Авива, рынок, первая влюбленность. Кто-то узнает в этом зыбком отражении мечту о дальних странствиях, полет и что-то из детских снов. Именно это и можно, наверное, считать настоящим искусством – когда видится совсем не то, что изображено. Кажется, можно угадать пульс самого художника, нажимающего на кнопку фотоаппарата.
Рассматривайте эти работы не спеша, лучше вечером, когда замирают беспокойные ритмы и стихает шум… Попробуйте закрыть глаза и домыслить то, что не попало на снимок, – и тогда картина наполнится жизнью.