Новые евреи
Фото: Движение Арвут
Новые евреи

Нам, вообще-то, много не надо…

Когда в Рош а-Шана мы встречаемся за праздничным столом, - с чем мы поздравляем друг друга? Конечно же, "с новым годом". Рош а-Шана, оно слово какое-то жестоковыйное, по-русски ну никак не склоняется: не скажешь ведь "с Рош а-Шаной". Поэтому так или иначе будем поднимать тост "за новый год".

Но когда повторяешь из года в год "с новым годом", постепенно множество малоосмысленных повторений начинает как-то беспокоить и заставляет задуматься.

И хочется выяснить пару моментов. Например: что может быть в этом будущем году такого и вправду нового, чего мы еще не видели за всю свою историю. И еще, – чего бы можно было действительно пожелать себе такого, чтоб не обидно было назвать этот год новым. И чтоб все, что было, показалось бы по сравнению с ним - старым.

Ведь чего обычно желают себе, собравшись за столом в Рош а-Шана? На многое мы, как известно, не претендуем: главное, чтоб не было войны, и чтоб все были здоровы. И какой-то шутник конечно добавит, что все остальное мы купим.

Вот, вроде и все. Как будто решение этих двух проблем, мира и здоровья – единственное, что может придать новизну нашей жизни.

Да, рюмка не поможет…

Это при том, что проблем у нас – не сглазить бы... Но когда речь заходит о них, - например, о том, что есть Израиль благополучный и сытый, и есть Израиль другой, еле сводящий концы с концами, - обычная реакция: ну, всегда так было, всегда были евреи богатые и евреи бедные. И даже то, что эти богатые не делятся с бедными, и бедные становятся все беднее, а богатые – богаче, тоже кажется проблемой вечной, то есть такой, решать которую должны сменяющие друг друга правительства.

И то, что страна разделена на конфликтующие секторы, и то, что дети уже боятся ходить в школу из-за растущей агрессии со стороны сверстников, и то, что СМИ отравляют сознание наше и наших детей программами, в которых только жестокость, полное отсутствие интеллекта и юмор ниже подметки, и то, что… короче, список можно продолжать, но главное – ответить на вопрос: неужели решение всех этих проблем не могло бы сделать для нас жизнь в следующем году совершенно новой?

Могло бы, конечно. Но мы как будто чувствуем, что это такие болячки, для лечения которых недостаточно, подняв рюмку, пожелать исцеления от них, все это из того рода проблем, которые так или иначе приходится решать собственноручно.

И так как мы не очень-то знаем, как это лечится, и что с этим делать, потому и говорим, что делать нечего – проблемы были всегда. И вообще, что у нас было в прошлом, кроме проблем?

Было все, но такого…

Ну, если действительно заглянуть в прошлое, мы увидим не только проблемы, конечно.

Были поражения – но были и победы. Была жизнь без своего дома: гостями, изгоями и пасынками в чужой земле, - но и государство свое у нас и было – и есть.

Бывали, конечно, безграмотные решения, - но и всеобщая грамотность народа среди всеобщей дикости мира тоже была.

И в чем только и с кем только мы не участвовали: в открытиях земель в компании с благородными оборванцами, и в революциях – с безродными, в развитии капитализма – и в яростной борьбе с ним.

Мы были везде, по всему миру: в особняках и в окопах, в роскошных офисах и в подполье, в небесах, на земле и под землей, на море и в его глубинах. И мы были всем: солдатами и политиками, торговцами и учеными, аферистами и борцами за правду, идущими на смерть за нее.

Были мы рассеяны по всему миру так, что и не знали порой друг о друге, - и было так, что были мы вместе, единым народом, как один человек… стоп-стоп, а вот этого что-то не припоминается… Когда это такое было?

В седой древности? - может быть… Но как-то не сохранилось, ни в памяти, - оперативной и долгосрочной, ни в ощущениях, это состояние, когда мы – единый народ, как один человек…

Наоборот: уже давно в поговорку, в обычай, даже в анекдот вошло понятие, что на двух евреев всегда три мнения, что еврей, поселившись один, строит всегда две синагоги, одну для себя, другую – чтоб сказать "ноги моей там не будет".

По-простому, без премудростей

То есть, дело не в том, что с нами происходило, дело в нас. И если мы такими были, и такими, судя по разладу в нашем обществе, и остались, понятно, что наивно было бы ожидать чего-то нового в новом году.

Тогда давайте уж за семейным столом в Рош а-Шана за это и выпьем, скажем: "Ну, давайте, за новый год, хотя ничего нового в нем не будет…" Так, по меньшей мере, будет честнее. Ведь если и будут там новые беды - для нас, столько переживших, новизны в них мало.

Но вот если бы удалось нам найти такой метод, такое волшебное средство, которое дало бы нам сил сесть вместе, за один стол, не считаясь ни с чем: богатый ты или бедный, черный, белый или розовый в крапинку, - и начать, глядя друг другу в глаза, решать наши проблемы, начало печального списка которых приведено выше, - это был бы не просто по-настоящему новый год, - это был бы совершенно другой народ!

Когда-то была способна сплотить нас религия, потом, совсем короткое время, действовали на нас лозунги и призывы, неплохо работала на наше объединение внешняя угроза. Все это прошло, все уже не работает, осталась свобода решения в чистом виде: стать в новом году новым народом – или нет.

А может действительно, без всяких методов и премудростей? Просто - круглый стол, мы садимся за него и говорим друг другу: "Проблем частных не бывает, все проблемы у нас общие, и обсуждать и решать мы их будем вместе", и - начинаем по списку.

Сделаем так, - тогда в славный праздник Рош а-Шана, сидя за праздничным столом, мы с полным правом сможем поднять лехаим: "С новым годом, новые евреи!"

Михаил Гонопольский

counter
Comments system Cackle
Загрузка...