Читайте также
- Уильям Шекспир, Зеэв Жаботинский, Оскар Уайльд и Алан Александр Милн в новом сезоне театра «Гешер»
- Ансамбль «Бат-Шева» представляет: «FURO» хореографа Охада Нахарина и художницы Табаимо
- Дочь Папанова рассказала о незаконном увольнении из театра
- «Не смотри назад» - современное прочтение древнего мифа
- "Человек, без которого непредставимы сцена, экран и сама реальность"
Актеры - люди с воображением, люди ранимые и нежные. Как, впрочем, и все другие люди на свете. Те, без которых театр не может жить. В один нежаркий, но и не холодный декабрьский день мы решили устроить "круглый стол" с актерами, которые работают в славном есенинском городе Рязани и приедут к нам на гастроли со спектаклем "Школа соблазна" по пьесе Валентина Азерникова. Пьеса - легкая комедия с непростым подтекстом.
Волевая, доминантная женщина учит подругу по прогулкам в парке, как и ей, подруге, стать такой же уверенной и победительной. Семья и измена, интриги и ошибки свиваются в клубок, плещут пьянящим зельем, заставляют зрителя думать, сравнивать - и смеяться от души.
"Круглый стол" собрал актеров, и я попробовала расспросить их о театре и собственной жизни. Первый вопрос был к актрисе, заслуженной артистке России Татьяне Петровой:
- В спектакле вы - главная учительница в школе соблазна, этакий теоретик-практик в сфере любви и эротики. Скажите, пожалуйста, а лично вам такая концепция любви, семьи и верности, которая выведена в пьесе, близка?
- Я поначалу, скажу честно, от того, как себя ведет и как себя утверждает моя героиня, в восторге не была. В жизни я полная противоположность моей Аллы!
- Советов не даете, "школу соблазна" открывать никогда не собирались…
- Да, все так! Она же считает себя знающей и понимающей во всем, она уверена в том, что муж на коротком поводке, и никуда от нее не денется. И при любом раскладе в ее голове сразу включается компьютер, она немедленно начинает искать выход, быстро принимает решения, а я теряюсь, решения мне даются сложно, самоуверенность - это не про меня. Потому за роль бралась с опаской - и она мне сложно давалась. Но в пьесе есть хороший игровой материал, она эффектная и интересная.
Да и ставила спектакль режиссер Марина Есенина, очень творческий и глубокий человек, профессионал с хорошей школой, она умеет найти в материале неожиданные повороты и оттенки. Я ей полностью доверилась - мы искали и пробовали разные варианты вместе.
- Пьеса, как я ее вижу и понимаю - все же более близка к водевилю, к драматической оперетте (потому, наверное, она изобилует музыкальными темами - здесь и Верка Сердючка, и Ваенга, и Пугачева, и страстное танго…). За окном - и у вас, и у нас - не совсем то, что составило ядро, сердцевину пьесы Азерникова. В реальной жизни не только и не столько страсть, адюльтер представляют собой самый главный двигатель существования. Три героини пьесы беззаботно гуляют в парке с малышами, лежащими в колясках, и никакие тревоги и проблемы этих детишек по ходу этой секс-драмы наших дамочек не касаются. Где взять деньги, как дожить до зарплаты - эти простые и интернациональные вопросы для нашим красоток вовсе не релевантны…
- Я согласна - хотя всегда и всюду страсти и соблазнения имеют место быть!
- …может быть, наш автор просто вывел эти темы и потаенные стремления немного вперед - по сравнению с банальным "производственным" подходом! Вскрыл наболевшее!
Это в беседу вступает заслуженный артист России Александр Зайцев (он играет в спектакле мужа, которому после многих лет семейной жизни захотелось новизны-остроты).
Я тут же использую его реплику, чтобы задать свой вопрос:
- А лично вы, как мужчина, понимаете своего героя? Вы на его стороне?
- Конечно, еще как понимаю! Записная мораль, все эти правила и нормы ничего общего не имеют с жизнью! Люди все равно не живут по прописям - хоть их убей!
Любой мужчина даже в самом крепком и железобетонно выстроенном браке испытывает тягу к побегу. Ему бы немного порезвиться, расправить плечи - и эмоции, встряхнуть тело и душу. Вот видит он перед собой красивую женщину - он ее не может не отметить, не ощутить что-то такое внутри…
- И так - все мужчины? Абсолютно все?
- Я думаю - да…Отрицать это было бы ханжеством. Вы говорите - они не заняты проблемами, бутылочками, страхом потерять работу - все так, но для решения этих проблем есть другие организации и сферы, есть совершенно другие люди и инстанции. Театр решает не приземленный вопрос быта - но вопросы бытия. Любовь и измена - вечные темы, к ним театр - если мир выстоит, выживет - будет обращаться всегда! При любых социальных системах, при любой валюте.
- А вы тоже - как ваш герой - могли бы оказаться в такой пикантной ситуации? - После двадцати шести лет совместной жизни любовь перерастает во что-то иное - в благодарную привычку, в аналог родственных отношений. Чувства притупляются…
- …вы не ответили…
- …но в случае с моим героем все завершилось благополучно - он оценил ситуацию, все взвесил - и выбрал жену. - Вам нравится этот спектакль?
- Это хит, конфетка для публики любого возраста и пола, хорошая, театральная, вкусно сделанная попса.
- …я в таких случаях говорю - "элегантный бульвар"…
- Вот-вот, но слово "элегантный" дает нужное направление…
Актриса Наталья Паламожных играет в этом спектакле дворничиху Фатиму. Мудрую и очень колоритную.
- Наташа, как вы преображались - внешне, внутренне?
- Я маленького роста, травестийная актриса - и мне нужна была такая роль, в которой все это бы было органично и на месте. Я сама попросила режиссера Марину Есенину дать мне эту роль. Как искала образ? Ездила в "Малину"!
- Куда, простите?
- У нас в Рязани есть такой огромный торговый центр - "Малина" называется. Я набиралась впечатлений в этой "Малине". Там работают приезжающие на заработки таджички - они все маленькие, внимательные к тому, что происходит, угодливые, с золотыми зубами…
- Что - зубы вы тоже такие себе сделали?...
- Нет, мы вместе с режиссером решили, что это уже чересчур - да и играть с этими нашлепками тяжело.
- Она ведь по- своему, по-житейски очень умна, эта Фатима, исполнена уважения к мужу, говорит "Муж есть - все есть"…
- …она другим героиням говорит: у нас все вместе, одна приехала работать - деньги домой посылает, а вы - каждая себе, каждая только для себя стараетесь…
- Вам близка эта женщина с ее восточным складом ума и совершенно не европейской ментальностью?
- И да, и нет. Я ее хорошо понимаю - таких людей много, она живет по совести, хочет счастья в своем собственном понимании, ее взгляды - и странные для нас, и вполне логичные, если вдуматься…
- Наташа, вы бы могли - как она - быть одной из четырех жен своего мужа?..
- Нет! Да так вопрос им не стоит, мой муж - тоже актер. Марина Есенина даже хотела его вывести на поклон в финале нашего спектакля - то есть, вот есть три пары героев, а Фатима c мужем - четвертая. Но потом от этой идеи отказалась. - Значит, в спектакле - по сравнению с пьесой - есть изменения?
- Да - режиссер немного переосмыслила пьесу и чуть изменила финал.
- А скажите мне вы все, участники этого "круглого стола", чего вам всем хотелось бы?
Возгласы "денег!", "новых острых пьес!", "новых ролей!". Я соглашаюсь: работа и достойное вознаграждение за нее - вот вам и слагаемые успеха. И я задаю свой вопрос всем участникам спектакля:
- Вы бывали в Израиле?
- Нет! Никогда! Очень хотим побывать - и рады, что едем!
- А что вы купите в нашей древней и такой юной стране?
Мои уважаемые собеседники- актеры говорят, что хотят увезти из Израиля восточные ароматы и сувениры, воспоминания от Мертвого моря и Иерусалима, - а я, как волшебник, гордо провозглашаю, что руководство фестиваля "Театральный дивертисмент" запланировало для них экскурсии. Все обрадованы.
Они - труженики и творцы, поэты и развлекатели, они - из ярчайшего и старейшего театра России. Они - из Рязанcкого драматического.
"Школа соблазна" у нас откроется довольно скоро: 2 февраля в Ариэле ("Гейхал а-Тарбут"), 3 февраля в Ашдоде (зал"Дюна"), 4 февраля в Тель-Авиве (аудиториум "Анис"), 5 февраля в Маалоте ("Гейхал а-тарбут"), 6 февраля в Ришон ле-Ционе (зал "Мофет").
Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03
Учитесь и смейтесь - это очень полезно!
Инна Шейхатович