Читайте также
- Умерла вторая жена Константина Райкина
- Один на один с большим залом: Константин Райкин об актерской энергетике, высокой поэзии и прозе жизни
- Моноспектакль «… ай да сукин сын» Константина Райкина - для людей с хорошим вкусом
- Константина Райкина уволили из Театральной школы Константина Райкина
- Константин Райкин: я каждый раз был однолюбом
Актеру театра и кино исполнилось 70 лет! Поздравляем!
Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в семье актеров Аркадия Райкина и Руфи Иоффе, так что в определенной степени был приговорен к работе на сцене.
Он собирался поступить на биофак ЛГУ, но вдруг дернулся в Щуку - на курс Юрия Катина-Ярцева (Джузеппе Сизый Нос из "Буратино"), там и остался.
Фамилия только мешала: вызывала неуместную реакцию. Константину приходилось бороться с ней, нежели гордиться. Он уверяет, что сделал выбор профессии сам, но не без участия невидимой руки и желаний бесконечно любящего отца.
"Родители привозили мне из-за границы одежду на вырост, - вспоминает Райкин. - Как мне было стыдно! Мы ведь все были одинаково плохо одеты. Одежда цвета какашек. Это было нормально, советские тона. Мы отличались друг от друга внутренне, но не одеждой.
И вот родители дают мне какое-то пальто с пуговицами-косточками, брючки сантиметров на сорок длиннее, чем мои несчастные ножки. Брючки складочками лежали на моих ступнях. Родители-то мечтали, что я вырасту гигантом. Бедняги, не дождались".
За более чем 30-летнюю кинокарьеру он сыграл всего два десятка ролей, хотя мог бы запросто добрать до сотни. Во-первых, не расплескивался. Во-вторых, посвятил себя театру. Отработав 10 лет в "Современнике", ушел в "Сатирикон", руководит которым с 1988 года.
За это время как актер и худрук получил кучу премий и наград, сыграв Гамлета, Отелло, короля Лира, Ричарда III, Сирано и других определяющих театральное пространство героев.
А еще отчислил и уволил многих артистов за несерьезное отношение и увлечение сериальной халтурой, среди них - Кристина Асмус ("Интерны"), Павел Прилучный ("Мажор") и Максим Аверин ("Глухарь").
Роль татарина Каюма в вестерне Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) стала одной из визитных карточек актера. Беззубый, громкий, дерганый, взрывной, доверчивый и слегка первобытный Каюм более чем наглядно показал контраст корневого, хтонического, восточного уклада жизни и философии по отношению к городской и конкистадорской цивилизации.
Не обошлось и без темы классового неравенства: "Каюм жениться хотел! Деньга не был - калым платить! Папка старый у мине. Мамка старый. Юрт совсем худая стал… дождик мимо крыша капает. Халат не был у мене, халат не был, честное слово, у мене халат не был… каждый шакал халат носит. Я целый год без халат ходил!"
Жене Константин Аркадьевич верен также истово, как и театру. С актрисой Еленой Бутенко они не расстаются с 1985 года - почти как с "Сатириконом"! Девушка пришла в театр, где уже работал Райкин, и около года отбивалась от ухаживаний коллеги, но потом сдалась.
В 1988 году Елена родила мужу дочь Полину, в тот же год Райкин стал худруком "Сатирикона", в котором сейчас играет и его дочь.
Гиперактивного сына папа сразу же отдал в секцию гимнастики - и Константин сделал спортивный опыт одним из профессиональных козырей. Любой может оценить невероятную пластичность актера Райкина: ужимки, прыжки и акробатические этюды на фоне невероятной энергии - его фирменный стиль.
Искрометная главная роль наглого и обаятельного пройдохи в мюзикле "Труффальдино из Бергамо" (1976) была десятой для Райкина и стала блестящим бенефисом. 26-летний актер на пробах подвинул самого Олега Даля и не случайно - в тандеме с однокурсницей Натальей Гундаревой он пел, плясал, прыгал и создал один из самых ярких персонажей итальянской комедии дель арте на территории СССР.
Юбилеи Райкин не признает. Считает, что возраст - это особая, высшая математика, а не цифры в паспорте. Заглядывать в будущее он не любит. Предпочитает жить на земле. "Я не мечтатель, а делатель, - подчеркивает Константин Аркадьевич. - И если я что-то хочу и люблю, то делаю это.
Надо хотеть делать что-то реальное. Везет тому, кто этого заслуживает. Бог замечает того, кто выпрыгивает ему навстречу. Надо рыпаться, рыть землю. Самое большое опасение моей жизни - быть ненужным".