Однажды (дело было в 2015 году) группе молодых испанских виноделов - никому из них не было и тридцати - пришла в голову мысль: а не сломать ли закосневшие технологические рамки и не выпустить ли что-нибудь этакое? После недолгого совещания и взвешивания предложений "в порядке бреда", большинством голосов было решено создать вино… синего цвета.
В конце концов, если есть лоза, на которой вызревают сизо-синие виноградные гроздья, то почему бы не быть и вину под цвет исходного продукта?
На реализацию идеи методом проб и ошибок ушло около двух лет, в течение которых выяснилось, что сам по себе сок винограда, превращаясь в вино, нетрадиционный для него цвет естественным путем приобретать не хочет. Тогда молодым новаторам пришлось прибегнуть к химическому вмешательству, добавив в бродящую жидкость антоцианин (он содержится в кожице красного винограда) и индигокармин (натуральное химическое соединение, используемое в качестве пищевого красителя). А также немножечко подсластителей.
Продукт назвали Gïk - по имени бодеги Gïk Live, в которой авторы изделия и трудились. Для будущего экспорта в страны Европы на всякий случай предусмотрели добавление в название английского слова Blue, чтобы подчеркнуть необычность и аутентичность напитка.
Гильдия испанских виноделов - в основном, это коллеги-конкуренты, конечно же - синюю новинку встретили с некоторым осуждением: в районе Бьерсо (провинция Леон), известном своей винной продукцией, чтят патриархальные традиции и не склонны от них отказываться. Но палки в колеса поначалу решили не ставить: изготовители-изобретатели цену на бутылку зарядили достаточно высокую - 10 евро. "При таком маркетинге товар сам свою продажу похоронит", - решили конкуренты.
Но товар пошел! Нельзя сказать, что на ура, да и реализаторы драку за синее вино не устраивали. Но "100 000 бутылок с гаком Gik'а" были честно раскуплены. Причем - не только в Испании, но и еще в 25 странах.
Конкуренты попытались понять причину успеха необычного алкоголя: "Почему вы сделали синее вино?" - был задан вопрос "гиковцам". Ответ оказался обескураживающим: "А почему бы и нет?"
После этого у многочисленных антагонистов, не желавших мириться с успехом ребят из Gïk Live, остался единственный козырь: синий Gïk отказались считать вином.
Добиться этого удалось через суд в начале 2017 года. Решение юстиции было четким: "Термин "голубое/синее вино" не входит в число 17 категорий виноградных продуктов, упомянутых в Приложении VII, часть II Регламента 1308/2013 от 17 декабря 2013".
"В нашей стране отдают предпочтение традициям, а не инновациям, - прокомментировал судейский вердикт один из авторов синего Gïk Ариц Лопес. - Мы попытались изменить ситуацию. Мы сделали Gïk, ориентируясь просто на нормальных людей, которые хотят получить удовольствие от вина и не желают утомлять себя запоминанием тысячи правил, как его нужно пить".
В бодегу, сделавшую "вино, которое не вино" валом повалили люди "просто попробовать и написать отзыв". Книга пожеланий быстро наполнялась комментариями самого разного содержания: от "Что за лажу вы мне дали?" до "Классная штука, особенно - под музыку в стиле инди-поп".
Читайте также
Gïk не исчез. Его в соответствии с решением суда перестали называть вином - только и всего. Gïk, будучи 100%-виноградным, получил безликую категорию "алкогольный напиток крепостью 11,5º".
Он стал "просто Gïk". Как известно, коньяк, сделанный за пределами провинции Коньяк, следует называть бренди. Но это же не отнимает у напитка его коньячных качеств, верно? Вот и с Gïk получилось то же самое.
Кстати, "синий пример" испанских виноделов оказался заразительным: обосновавшийся на Пиренейском полуострове французский винодел Рене Ле Бей занялся выпуском ярко-бирюзового вина Vindigo - из винограда сорта Шардоне. Это вино не содержит каких-либо химических (пусть даже и природного происхождения) добавок. Оно профильтровывается через кожицу красного винограда, что и позволяет придать напитку необходимый цвет.
В первый же год работы Ле Бей отправил 35 000 бутылок своего Vindigo на родину, во французский портовый город Сет на юге страны. Товар уходил по цене от 12 до 18 евро за бутылку. И никто уже не считал, что "при таком маркетинге он убьет себя сам".
P.S. На всякий случай Right Place напоминает, что чрезмерное употребление алкогольных напитков вредит вашему здоровью.