В последнее время часто замечаю, как любители СССР во всевозможных группах в ВК а также на сайте "Одноклассники" признаются друг другу - да, жизнь в СССР была не слишком легкой, жили дружно зато бедно, в квартирах двери не закрывались лишь потому, что там было нечего красть - но вот детство-то советское каким было! Ах, какое было детство! А какими длинными и солнечными были летние дни в лагерях, а сейчас это разве лето? Встал с утра, с женой поругался, Путина по телевизору послушал, тещу и другую старую мебель на дачу отвез - вот и день кончился!
На самом деле причина такой ностальгии связана не с тем, что раньше было "более лучшее" время, а с шутками, которые вытворяет с человеком его память. Она устроена таким образом, что мы в принципе запоминаем в основном хорошие и приятные моменты в жизни, не акцентируясь на плохом - это банальные механизмы самозащиты сознания, которые функционируют у всех homo sapiens одинаково, вне зависимости от страны их проживания. Плюс с годами у многих также теряется острота восприятия мира в целом - именно поэтому людям и кажется, что раньше и трава была зеленее, и вода мокрее, и солнце светлее, и даже краски были более яркими.
Говоря про детство, нужно добавить, что тут накладывается еще один пласт для ностальгии - детство это то время, когда человек не принимает самостоятельных решений и не думает о жизненных проблемах. У меня тоже часть детства прошла в СССР, но я никак не связываю общую детскую беззаботность с политическим строем, это просто часть детского восприятия мира - как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.
Если же говорить про советское детство в целом - то оно было весьма и весьма убогим, и в сегодняшнем посте я вам это наглядно продемонстрирую. Для удобства чтения я разделил описание советского детства на несколько разделов и подробно разберу каждый из них. В общем, обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
Тоталитарная школа
Начнем, пожалуй, с советской школы - ей ребенок посвящал десять лет своей жизни (фактически, все детство), и она во многом формировала его мироощущение. Советская школа напоминала закрытое учреждение казарменного типа, ребенок в ней не имел никаких прав - одни обязанности. С первого класса советская школа приучала ребенка к мысли, что ему предстоит жить в советской системе - он станет сперва октябренком, потом пионером, а затем и комсомольцем. Никаких альтернатив не было - те, кто хотел быть "вне системы", считался чем-то нехорошим, вредным и вообще каким-то "не нашим".
С первых же дней на советского первоклассника наседали с советской пропагандой - рассказывали про мертвого деда, который на самом деле жив, водили в разные там ленинские комнаты, показывали подвиги пионеров-героев, рассказывали о борьбе дедов, о страданиях маленьких коммунистов в Гватемале а также и под гнетом пиночетовской хунты, о том как именно немцы вешали партизан, о том как Черные полковники мучили греческое сопротивление, светя им по ночам в окна прожекторами - и прочее подобное. Потом одуревшему от всего этому пионеру подсовывали под нос подвиг Гагарина, рассказывали о том, что мы живем в самой свободной в мире стране, и в честь этого он должен собрать полторы тонны металлолома и подмести восемь километров дорожек у школы - метлу в руки - кругом - марш! Отставить разговорчики. Именно пропаганда и принудительный труд были отличительными чертами советской школы.
Отдельной строкой стоит сказать и про советский учителей - в большинстве своем это был тип человека-приспособленца, который не имел собственного мнения (как по академическим, так и по общечеловеческим вопросам), боялся начальства и вымещал свои комплексы и жажду власти на детях. Советский учитель чаще всего был носителем двойной советской морали - рассказывал пионерам, что советский человек должен быть честным и правдивым, восхвалял советский строй - но при этом тащил мелкие взятки в поликлинику и покупал шмотки у фарцовщиков.
В общем - ничего хорошего советская школа не несла. Попробуйте сами сесть и вспомнить свои школьные годы - не какие-то отдельные светлые моменты, вроде подкладывания кнопки под задницу Ленке и конструирования бумажных бомбочек с водой - а общее ощущение от советской школы в целом. Вы легко вспомните то ощущение несвободы, и удивитесь тому, что возвращаться туда вам совсем не хочется.
Тесные квартиры
Придя из школы, советский ребенок попадал домой - чаще всего это была убогая и тесная "бесплатная" советская квартира. У меня в моем детстве (часть которого пришлась на годы СССР) была своя отдельная комната - в которой у меня был отдельный письменный стол, раскладной диван, зеркало, гардероб и большой книжный шкаф. Я сам выбирал цвет обоев в своей комнаты и то, какие именно плакаты будут висеть у меня на этих обоях. Только позже я понял, как сильно мне повезло - у большинства советских детей не было своей комнаты в силу убожества и тесноты совковых квартир.
Вспоминаю семью моего друга Вовы, которая жила в тесной советской трехкомнатной квартирке общей площадью не более 55-60 метров - там была крошечная прихожая два на два метра, небольшая спаленка и еще две смежные комнаты площадью метров по 17 каждая. В этой квартирке жили 7 (семь!) человек - мой друг Вова, его отец и мать, его сестра Вика, его тетя Аня, а также бабушка с дедушкой. Все комнаты квартиры были заставлены кроватями, а письменный стол Вова делил со своей тетей - которая в то время училась в институте. В гости к Вове я ходил только днем - когда дома кроме него бывала только мама, иначе в квартире было не развернуться. За общим столом на кухне семья Вовы не собиралась никогда - было очень тесно.
Другой мой товарищ по имени Женя жил в двухкомнатной хрущевке с папой, мамой, бабушкой и дедушкой. Хрущевка была крошечной, не более 40 метров, с комнатами метров по 10 и 14 (четырнадцатиметровая комната в техпаспорте гордо именовалась "залом"). В квартире была тесная прихожая, и из-за стоящих там длинных шкафов с книгами (Женя были из хорошей читающей семьи) входить в квартиру приходилось боком. Родители Жени жили в меньшей комнате, ровно половину площади которой занимала полутораспальная кровать, а в другой комнате жили бабушка с дедушкой. Часть этой второй комнаты была отгорожена сервантом, и в том темном углу за шкафом (куда не проникал солнечный свет от низенького окошка) и жил Женя. Это была тесная каморка полтора на два метра, где стояла кровать и крошечный складной походный столик с привинченной на струбцине вечно включенной настольной лампой - на нем Женя делал уроки.
Я до сих пор помню наши школьные сочинения по английскому, которые мы писали по теме "my flat" и потом с гордостью читали вслух - большинство моих одноклассников (детей из интеллигентных семей хорошего района Минска) жили в убогих маленьких панельках на 2-3 комнаты, а некоторые и вовсе ютились в однокомнатных квартирках... При всем желании - я не могу назвать эту жизнь "счастливым детством".
Опасные игры
"Ах, какие игры были у нас в детстве!" - внезапно вскрикивают фанаты СССР на сайте "Одноклассники". "Ставь лайк, если знаешь, что означают эти два болта, веревка, пакет пороха и гайка!". В конце еще обычно добавляют, что сейчас дети все поголовно сидят в смартфонах и ничего не взрывают и не поджигают на улице - ну куда это годится!
Лично я могу сказать так - и слава богу, что ничего не взрывают и не поджигают. Действительно, советское детство проходило на улице в подвижных играх - отчасти это происходило именно из-за тесноты и убожества советских квартир, и зачастую уличные игры были очень опасными. Мой старший брат Миша играл в это все в восьмидесятые годы, я доигрывал в девяностые - и мне до сих пор непонятно, как никого из нас не убило и не покалечило.
Каждый ребенок в СССР знал, что можно сделать из селитры и фольги и для чего используются пустые гильзы от мелкашки и спичечная сера. Выйти во двор без спичек считалось позорным - без ножика или спичечного корбобка делать во дворе было нечего. Из железных болтов и гайки делались так называемые "пугачи", второй вид пугачей делался из ключа с дырочкой и гвоздя. Офицерские линейки и теннисные шарики шли на приготовление "дымовух", полиэтилен шел на изготовление "капалок". Из скрученных ниткой деревянных линеек делались бумеранги, из оцинкованной жести ножницами по металлу вырезались звездочки "как у ниндзя" для метания, из иголок с бумажным оперением изготавливались дротики. Из найденного во дворе карбида делались настоящие бомбы.
Помимо подрывного и метательного дела, было также весьма неплохо налажено и стрелковое - из велосипедных насосов делались "воздушки", из спиленных веток и жгутов - рогатки, из прищепок и лампочных патронов - самострелы, спичкострелы и рябинострелы. Отдельной строкой надо сказать и про ножички - их носили во двор как для игр вроде "войнушка" или "земля", так и просто для самообороны от возможных хулиганов. Еще советские дети постоянно лазили по гаражам, крышам и стройкам.
Давайте посмотрим правде в глаза - все это было распространено лишь из-за того, что во-первых, фабричные советские игрушки были жутко убогими, а во вторых - советские квартиры были жутко тесными. Проще говоря, детям было играть не с чем и негде - именно поэтому и были популярными все эти опасные уличные игры. У всех фанатов СССР хочется спросить - вы бы пожелали своим детям такого детства, где они бы каждый день швыряли пугачи об землю и жевали черный строительный гудрон вместо жвачки? Нет? Вот и сами не стоните о том, как хорошо жилось в СССР.
Скучный телевизор
Так, что у нас еще остается? Остается еще советское телевидение - окно, так сказать, в мир. Многие сейчас с умилением вспоминают советские мультики - хотя как я подробно разобрал вот в этом посте - большинство советских мультиков было кукольной конъюнктурной шляпой. Те немногие действительно классные мультфильмы, вроде "Тайна Третьей планеты" или "Остров сокровищ" имеют тот же эффект, что и "лучшее в мире советское мороженое" - смотрятся бриллиантами на фоне остального убожества.
С советскими детскими фильмами примерно та же история - на фоне нескольких однозначных винов, вроде "Гостья из будущего", было снято множество конъюнктурного шлака из серии "про детей и школу", вроде какого-нибудь унылого и серого кино "Тихие троечники", где детей дублировали писклявыми голосами пожилые советские актрисы. Что самое смешное - эти фильмы больше любили смотреть мамы и бабушки, чем сами дети - для детей это было скучное и малоинтересное кино с нудным сюжетом, дети любили фильмы про ковбоев и индейцев - коих тоже было очень мало.
Что у нас остается еще? В СССР было еще несколько детских телепередач, но были построены по тому же принципу, что и остальное советское телевидение - по сути, это были все те же "Международная панорама" и Служу Советскому Союзу", только адаптированные для детей. В СССР пытались снимать и какие-то обучающие программы, но все это выглядело убого и особенно это убожество стало заметно в девяностые годы - когда появились яркие и интересные передачи Сергея Супонева, вроде "Звездный час" или "Зов Джунглей" - про убогое советское детское телевидение тут же забыли.
В общем, и здесь мне непонятно, по чему именно ностальгируют фанаты СССР - по тому, что раз в неделю вам может быть покажут хороший фильм или мультик? И это при том, что сейчас абсолютно свободно, бесплатно и в удобное для вас время можно посмотреть любую передачу или фильм? Такая "ностальгия" мне непонятна...
Читайте также
Принудиловка и серость. Вместо эпилога
В конце поста хочется добавить еще вот что - советское детство в целом было полно принудиловки и серости, и у советских детей было очень много ограничений и слов "НЕЛЬЗЯ". Помню свой шок, когда я впервые попал в Стокгольм и увидел двор обычной шведской школы - дети там орали и носились как хотели, над ними не стояли унылые завучихи с линейками и не нудили "Петя, не бегай, Митя, не прыгай, Вася не дыши, Сережа, стой смирно в углу!", в Швеции нет вот этой всей совковой казарменности - и может быть поэтому скандинавская система школьного образования считается лучшей и наиболее эффективной в мире. Да и в целом в Швеции я не заметил вот этих бесконечных совковых "надо" и "нельзя" по отношению к детям - там их стараются воспитывать не принуждением и страхом, а эмпатией и любовью.
Вместо эпилога хочется сказать - советское детство в целом было весьма убогим и серым, и это надо признать. Его можно вспоминать как часть своей биографии, но не надо желать повторения всего этого для современных детей - им хорошо и без всего этого.
А вы помните свое советское детство? Как можете его оценить? Согласны с тезисами из поста?