Премьера в театре Гешер - спектакль по роману Халеда Хоссейни "Тысяча сияющих солнц". Здесь совпало все: оригинал - мировой бестселлер, замечательная пьеса, точная постановка, отличная игра актеров. Спектакль создавался во время локдауна, претерпел изменения, и наконец его увидела публика. Это безусловная удача театра, жемчужина долгожданного театрального сезона. Одну из главных ролей в "Тысяче сияющих солнц" сейчас играет приглашенная звезда, актриса Камерного театра Елена Яралова. В интервью - ее впечатления о спектакле, который стал первой работой Елены в Гешере.
- Сразу скажу: мы давно знакомы, это не первый наш разговор. Поэтому нет возражений, если мы будем на "ты"?
- Нет, конечно! Так даже удобнее…
- Лена, ты никогда не была актрисой Гешера и вдруг появляешься в одной из главных ролей спектакля "Тысяча сияющих солнц". Как это произошло?
- В апреле мне позвонила директор Гешера Лена Крейндлина и спросила, чем я занимаюсь. Я сказала: "Жду". Театры открылись, но спектакли выпускались не все сразу. Например, первый из моих трех спектаклей в Камерном выходит только в августе. Лена спросила, не хочу ли я попробоваться на роль в спектакле, который они сделали между локдаунами. Изначально должна была играть Нета Шпигельман, но она сейчас в декрете. Я согласилась, подготовила две сцены и прошла кастинг. Судя по всему - удачно.
- Насколько долгим или коротким был репетиционный период, учитывая, что ты вводилась в практически готовый спектакль?
- Неделю я учила текст пьесы, потом было восемь репетиций. Мы должны были репетировать на малой сцене Гешера - в "Ангаре", но в это время была военная операция, а в "Ангаре" нет бомбоубежища. Поэтому мы репетировали в маленьком нижнем фойе Гешера. Это совершенно не соответствовало реальным масштабам спектакля. Когда через неделю мы вышли на настоящую сцену, я поняла, что все выглядит иначе. Вот такая предыстория.
- В каждом театре своя атмосфера. Как перенести себя в другой театральный организм? Тебе комфортно в Гешере? Он чем-то отличается от Камерного, в котором ты работаешь?
- Во-первых, до этого я год и три месяца не работала, и мой организм просто рвался на сцену. Во-вторых, я пятнадцать лет работаю в Камерном, до этого тринадцать лет в театре Идишпиль, параллельно играла в Хайфском театре и в Бейт Лесин, в мелодраме "Глубокое синее море". Отвлекусь на минутку. Мы, так сказать, интеллектуалы, скептически относимся к жанру мелодрамы. Но зря. Нельзя сказать, что вся наша жизнь мелодрама, но в принципе… Хорошая мелодрама вызывает у каждого свой отклик. Зачем мы идем в театр? Не за сюжетом - за эмоциями, которые рождаются здесь и сейчас. Это и есть чудо театра.
- И все-таки, чем стало для тебя появление в спектакле Гешера?
- Для меня театр - это дом, на протяжении пятнадцати лет мой дом - Камерный, так я к нему отношусь. И, придя в Гешер, я не думала, что испытаю чувства, которые испытываю. Я дружу с Наташей Манор, Светой Демидовой и другими актерами, я знаю гримеров, костюмеров, рабочих сцены. В Гешере у меня ощущение, что я дома, мне хорошо. И я поражена, насколько хорошо.
- Как тебе работается с режиссером Ноамом Шмуэлем и твоими партнерами Дороном Тавори и Рони Эйнав?
- Для Ноама это вторая постановка по романам Халеда Хоссейни, первая "Бегущий за ветром". Как говорит Лена Крейндлина, она продавалась, как горячие пирожки, публика оценила. Замечательный режиссер, точно знающий, что он хочет сказать. Дорона Тавори я знаю давно, видела его спектакли, он даже в Идишпиль играл, в спектакле "Блуждающие звезды". Дорон актер со своей нотой, своей особой манерой игры. Признаюсь, я его побаивалась. Он человек довольно закрытый, не из тех, кто хлопнет по плечу и скажет "молодец!" Но после очередного спектакля Дорон сказал мне: "Спасибо, мне очень хорошо с тобой играть". И это было очень приятно. Ведь я вошла в готовую постановку, и мне было важно вписаться в уже существующий рисунок.
- Это было сложно для тебя?
- Спектакль "Тысяча сияющих солнц" физически тяжелый, там постоянно движется декорация, значит, кроме всего прочего, нужно каждую минуту быть именно на своем месте. Было очень важно не подставить партнеров, выстроить свою роль, соотнося себя с ними. Вот вспомнилось… На последнем курсе Школы-студии МХАТ мы играли выпускные спектакли. На один из них, в котором мы играли с моей подругой Машей Евстигнеевой, пришел ее папа, Евгений Александрович Евстигнеев. После спектакля он похвалил меня, сказал, что в моей роли так много текста, я начала гордиться. А потом он сказал: "Я очень тяжело учу текст, но знаешь, какая между нами разница? Когда я выучил текст, у меня уже роль готова". Эти слова я запомнила на всю жизнь и сейчас, когда я знаю текст, роль у меня готова.
- Да, текст - это только видимая часть айсберга…
- Теперь о Рони Эйнав. Я знаю Рони давно, с театральной школы, следила за ее работами, была рада, когда она получила роль леди Макбет. Работать с ней мне очень комфортно, удобно. Она очень хорошая партнерша. Рони живет той сценической жизнью, говорит на том сценическом языке, которые мне понятны. Так происходит не со всеми.
Читайте также
- Зритель это видит. На сцене между вами есть связь, соединяющая нить…
- Есть еще одно. Мариам, моей героине, тридцать пять лет. А Лейле, которую играет Рони, пятнадцать. Между ними в романе и в пьесе отношения матери и дочери, хотя они жены одного мужчины. Мне проще сыграть материнское, потому что Рони ровесница моей старшей дочери. Мне кажется, пазл сложился правильно.
- В "Тысяче сияющих солнц" удивительная сценография Михаила Краменко, современная, стильная. Полноправный участник действия, подчеркивающий тональность спектакля. Как чувствуют себя актеры в таком сценическом пространстве?
- Поскольку вначале репетиции шли в фойе, я привыкла играть без нее. Когда я увидела на сцене эту конструкцию, у меня был момент оторопи. Я не знала, как в ней существовать. Нужно было все просчитывать до сантиметра, знать, в каком месте нужно поддержать стену, увернуться, точно пройти. Все вроде бы не сложно, очень функционально. Я давно не видела, чтобы декорация так работала. Плюс, конечно, великолепный свет. Все очень правильно.
- Еще мне очень понравилась музыка Амира Лекнера. Может быть, громко сказано, но в отдельных местах она напоминает Эннио Морриконе. Мелодичная, чувственная, ее немного, но эта музыка запоминается.
- Замечательный, мой любимый Амир Лекнер! Совсем молодой, но уже написал много самой разной музыки. Он потрясающий профессионал. Когда Амир пишет музыку для театра, она дополняет игру актеров, не мешая им, поэтому бывает незаметной. На самом деле в нашем спектакле много музыки, и она чудесная.
- Лена, о чем спектакль "Тысяча сияющих солнц"? Его можно рассматривать как феминистскую историю, жесткую военную хронику, эпопею о дружбе и ненависти. О чем он лично для тебя?
- О любви. Что такое любовь? Не только страсть, желание овладеть. Это еще и стремление отдать. Когда ты кого-то любишь, ты хочешь, чтобы он был счастлив. Моя героиня Мариам проходит путь от полного неприятия девочки, которая вошла в ее семью, до абсолютно преданной любви-жертвенности. У Мариам не было близких людей, вторая жена ее мужа Лейла и ее дети Азиза и Залмай впервые в жизни дали ей ощущение семейного тепла. Мариам узнала, что такое любить и быть любимой, что такое быть матерью, способной на безусловную любовь. В последнем монологе она говорит: "Я пришла в этот мир незаконорожденной, никому не нужной, а ухожу из него любимой и любящей". Не страшно уходить, когда ты спасаешь свою семью, ведь ты остаешься с ней навсегда. Для меня спектакль именно об этом.