Одна из ярчайших звезд российского кинематографа - Элина Авраамовна Быстрицкая была женщиной невероятной красоты и таланта. Мужчины ее боготворили, и готовы были бросить к ее ногам весь мир. Но ее судьба является наглядным примером того, что красота, признание и всенародная любовь не гарантируют простого женского счастья.
В жизни актрисы были мимолетные интрижки, серьезные романы и всего один законный брак, продлившийся более четверти века, а закончившийся крахом и разочарованием. А еще она была предметом обожания некого высокопоставленного чиновника, который, получив жесткий отказ, сделал все, чтобы советская кинодива стала невыездной.
Свою личную жизнь Элина Авраамовна старалась держать подальше от посторонних любопытных глаз, и даже коллеги долгое время не знали имени ее супруга, что порождало немало различных слухов и домыслов.
Но любовь оказалась невечной, после 27-ми лет совместной жизни актриса ушла от мужа и решила остаться свободной, а впоследствии даже не пришла на его похороны.
Несостоявшийся брак с Кириллом Лавровым
Актриса впервые влюбилась в 50-е годы в своего коллегу - актера Кирилла Юрьевича Лаврова. Она на тот момент была еще студенткой, а он уже блистал на театральной сцене.
Юная Элина слыла неприступной красавицей, с крутым нравом, поэтому сверстники ее побаивались, хотя и предпринимали попытки привлечь ее внимание.
Лавров был на три года старше начинающей актрисы, и окружающие были откровенно удивлены тому, как стремительно стали развиваться их отношения. Молодой человек познакомил девушку с родителями, причем, мама сразу одобрила выбор сына, а вот отцу потенциальная невестка показалась слишком заносчивой и высокомерной.
Тем не менее, влюбленные планировали официально узаконить свои отношения летом 1953-го года, и во всю готовились к свадьбе, которая, впрочем, так и не состоялась.
За несколько месяцев до планируемого торжества жених отправился на гастроли в составе театральной труппы, а невеста пришла с цветами на вокзал, чтобы его проводить.
Там девушку ожидало настоящее потрясение: она увидела, как ее возлюбленный нежно прощается с актрисой Валентиной Николаевой, которую он любезно представил невесте.
Гордая Быстрицкая просто молча развернулась, и ушла, выбросив цветы в урну, а Валентина Александровна впоследствии стал единственной супругой Лаврова, с которой он счастливо прожил всю жизнь, а его родители приняли невестку, как родную дочь.
Элина Авраамовна после такого предательства долгое время не могла прийти в себя, и не решалась на новые отношения, боясь вновь обжечься.
Она так и не простила бывшего жениха, всячески избегала с ним встреч, а если они и пересекались на каком-либо официальном мероприятии, она игнорировала Кирилла Юрьевича, делая вид, что вообще не знакома с ним. Лишь в довольно преклонном возрасте они смогли более-менее нормально общаться.
Гражданский муж и анонимки на "гулящую актрису"
Разочаровавшись в любви, актриса с головой погрузилась в работу, хотя и там все складывалось далеко не так гладко. Многие коллеги ей завидовали, плели интриги и распускали весьма нелицеприятные слухи. Говорили, что на счету талантливой красавицы было немало романов, просто она их не афишировала.
Как-то Быстрицкую пригласили в труппу театра Моссовета, но спустя всего несколько дней ей внезапно отказали, без объяснения причин. Позже она узнала, что в администрацию театра на нее поступило два десятка анонимных писем, в которых ее называли скандальной, неуживчивой в коллективе, бесталанной и гулящей актрисой.
То были происки завистливых и менее успешных коллег, ведь Элина Авраамовна к тому времени уже успела добиться серьезных успехов в профессии. После выхода на экраны мелодраматической ленты "Неоконченная повесть", ее признали актрисой года, а когда состоялась премьера военно-исторической киноэпопеи "Тихий Дон", на актрису обрушилась даже не всесоюзная, а мировая слава.
К слову, слухи о "гулящей" Быстрицкой активно стали распространяться после того, как она снялась с Петром Петровичем Глебовым (исполнителем роли Григория Мелехова в "Тихом Доне") в постельной сцене.
По нынешним меркам подобные сцены вообще не считаются откровенными, но в то время, если актеры оказывались вместе в одной постели, то это воспринималось, как что-то предосудительное.
Сами исполнители главных ролей были одеты в сорочки, но актриса не хотела ложиться рядом со своим партнером, и просила режиссера как-то их разделить. В итоге между ними положили свернутое в несколько раз одеяло, которое осталось незаметным для зрителей, но позволяло Элине Авраамовне чувствовать себя более комфортно.
Немало масла в огонь подлила и Нонна Викторовна Мордюкова, мечтавшая сыграть Аксинью. Она негодовала относительно того, что на роль донской казачки утвердили актрису еврейских кровей, и не стеснялась публично критиковать ее игру, актерский талант и даже внешность. А на премьере она, и вовсе, подошла к коллеге и прошипела ей на ухо: "У-у-у-х, проклятая, все-таки сыграла!".
В то время, по некоторым данным, прославленная актриса жила гражданским браком с Андреем Константиновичем Поляковым - главным режиссером-постановщиком русского драмтеатра Литвы. Эти отношения продлились около двух лет, но знаменитая пара так и не сыграла свадьбу.
Брак с Николаем Кузьминским, продержавшийся более четверти века
Единственным законным супругом актрисы стал Николай Иванович Кузьминский, заведовавший отделом переводов советского Министерства внешней торговли. Имя своего избранника она скрывала даже от коллег, с которыми, впрочем, у кинодивы всегда складывались довольно натянутые отношения.
Николай Иванович был заядлым театралом, он часто бывал в Малом театре, и, увидев звезду "Тихого Дона" на сцене, сразу в нее влюбился. Уже на четвертый день знакомства он сделал актрисе предложение руки и сердца, а та, недолго думая, приняла его. Мужчина, очевидно, очень переживал, что его может опередить кто-то из многочисленных поклонников таланта Быстрицкой.
Кузьминский был на тринадцать лет старше избранницы, к тому же, за его плечами уже имелись два неудавшихся брака. Ранее он был женат на балерине, а после на актрисе Театра имени Вахтангова. Оба эти союза, как позднее и союз с Элиной Авраамовной, распались из-за постоянных измен мужчины.
Поначалу влюбленные вынуждены были жить в одной квартире с бывшей семьей дипломата. Затем у него появилась своя просторная и комфортная жилплощадь в центре Москвы, куда он переехал с новой супругой. Там они жили в достатке, даже в роскоши, по меркам тех времен.
У супружеской четы были домработница и повар, актриса пользовалась услугами личного косметолога, парикмахера и портнихи. Кроме того, в их с мужем распоряжении был служебный автомобиль, они отдыхали на лучших курортах, имели возможность путешествовать по миру.
А еще Кузьминский, обладавший безупречным вкусом и чувством стиля, из каждой заграничной командировки привозил жене обновки, да такие, что она снискала славу еще и одной из главных модниц Советского Союза.
Но имя своего избранника актриса долгие годы держала в тайне, что породило немало слухов. Поговаривали, что ее супруг является высокопоставленным чиновником из Министерства внешней торговли и даже правой рукой Никиты Хрущева. Но спросить Быстрицкую напрямую никто не отваживался.
У Николая Ивановича были наследники от предыдущих отношений, но вот в браке с Элиной Авраамовной общих детей за долгие годы семейной жизни так и не появилось. Все дело в том, что актриса еще в юности на фронте подорвала здоровье, когда, будучи девочкой-подростком, таскала тяжелые носилки с раненными.
По некоторым данным, этот брак омрачало еще одно обстоятельство - супруг систематически изменял актрисе. Причем, делал он это, особо не стараясь скрывать свои похождения от жены.
Этот брак продержался 27 лет, после чего звезда кинематографа подала на развод. Согласно одной из версий, ей попросту надоело терпеть постоянные измены супруга. По другой информации, актриса устала от этих отношений, ведь у них с мужем практически не было общих интересов, а он сам никогда не интересовался ее делами.
Но, как бы там ни было, а Быстрицкая на склоне лет утверждала, что прожила хорошую жизнь, и никогда не жалела ни об одном дне, прожитом в браке или вне его.
Экс-супруг после развода оставил московскую квартиру и все нажитое имущество актрисе, а сам лишь попросил у нее помочь ему купить маленькую квартиру в столице. Именно там мужчину и обнаружили мертвым несколько лет спустя.
Когда подруга Элины Авраамовны позвонила ей, дабы они вместе пошли проводить Николая Ивановича в последний путь, актриса ответила, что занята сборами на гастроли, поэтому на похороны не придет. Она действительно так и не появилась на траурной церемонии, и не простилась с человеком, с которым прожила более четверти века.
Читайте также
Последние годы жизни, одиночество, болезнь и смерть
После развода актриса решила больше не обременять себя брачными узами и все силы отдавать любимой профессии, которая и так была для нее всегда на первом месте. На склоне лет, оставаясь невероятно популярной и всеми любимой артисткой, она была невероятно одинокой женщиной.
Самыми близкими существами для Элины Авраамовны были две миниатюрные собачки, которых она обожала, словно это были ее дети, и нередко брала с собой на репетиции. Собачки были великолепно воспитаны, всегда сидели, дожидаясь свою хозяйку, а после она вела их в буфет, где кормила разными лакомствами.
Быстрицкая, к слову, очень любила домашнюю кухню, но сама не готовила, а приходила в театральный буфет. Работавшие там сотрудники прекрасно знали ее привычки и вкусовые предпочтения, и всегда старались угодить ей.
С коллегами актриса предпочитала держать дистанцию и редко сближалась, но вот простые служащие театра: буфетчицы, костюмеры и гримеры ее просто обожали и всячески проявляли заботу.
Все дело в том, что у народной артистки был свой "кодекс чести", следуя которому она никогда не срывалась на персонале, не повышала голос и, в отличие от многих своих коллег, не скандалила по мелочам. Сотрудники это ценили.
В 2012-м году актриса уволилась из Малого театра, в котором проработала более полувека. На тот момент ей самой было уже 84 года, и ее здоровье серьезно пошатнулось. А через несколько лет после этого разгорелся скандал, связанный с помощницей народной артистки - театральным директором по имени Ксения Рубцова.
Эта особа наняла парочку подозрительных сиделок для пожилой женщины, которые надлежащим образом за ней не ухаживали. Сама Рубцова общалась с младшей сестрой актрисы - Софьей Авраамовной Шегельман, проживавшей в Израиле, и лгала ей о состоянии здоровья Быстрицкой.
Когда родственница заподозрила неладное, она примчалась в Москву, где обнаружила сестру в тяжелом состоянии. Кроме того, со счета актрисы пропала крупная сумма денег, которую попросту украла ее помощница.
На Рубцову завели уголовное дело по обвинению в мошенничестве, а сама история наделала немало шума и активно освещалась различными изданиями. Факт мошенничества был доказан, и экс-помощница актрисы отправилась в места лишения свободы на три с половиной года.
В конце 2018-го года Элина Авраамовна стала жаловаться на боли в сердце, у нее "скакало" давление, но женщина упорно отказывалась от госпитализации, желая оставаться дома с сестрой.
Последние месяцы жизни актриса уже практически не поднималась и ничего не видела из-за тяжелой катаракты. Как выяснилось, экс-помощница Рубцова (или кто-то из нанятых ею сиделок), хозяйничая в квартире артистки, помимо некоторых ценных вещей, украли еще и ее загранпаспорт.
Из-за этого сестра не могла сразу отвезти Быстрицкую на лечение в Израиль, а когда документы восстановили, состояние пожилой женщины ухудшилось настолько, что она попросту не перенесла бы дорогу.
В середине апреля 2019-го года актриса все же была госпитализирована в одну из московских клиник. На тот момент ее состояние оценивалось как тяжелое. Лучшие доктора неделю боролись за жизнь легендарной артистки, но 26-го апреля, на 92-м году жизни, ее сердце остановилось.
Прощание с Народной артисткой СССР и обладательницей премии Правительства России в области культуры проходило на сцене Малого театра. Легендарная актриса покоится на Новодевичьем кладбище, а в минувшем году на ее могиле был установлен памятник из белого мрамора, авторства известных скульпторов В. Согояна и М. Согояна.