Совсем скоро в Израильской опере начнется балетный сезон 2021/22. Очень символично, что он откроется спектаклем "Мосты времени" Национального балета Чехии в постановке всемирно известного хореографа Иржи Килиана - уроженца Праги, работавшего в Англии, Германии и Нидерландах, настоящего "человека мира".
Килиан - классик современной хореографии и смелый новатор, хореограф-философ и дерзкий экспериментатор. Его творчество повлияло на стиль балетной эстетики конца ХХ века и по сей день продолжает менять не только мир танца, но и общество. Мы попросили хореографа рассказать о спектакле, который скоро увидят израильтяне, его взгляде на современный балет и творческих планах.
- Г-н Килиан, добрый день! Мы с нетерпением ждем гастролей Чешского национального балета в Израиле. Наша публика увидит четыре ваших произведения - Bella figura, Gods & dogs, Petite mort, Six dances, и хотелось бы узнать, почему Национальный балет выбрал именно их.
- Программа называется "Мосты времени", и это отражает мое желание оглянуться назад и вернуться к произведениям, которые мне удалось создать в недалеком прошлом. Работе Six dances - 35 лет, Petite mort - 30 лет, Bella figura - 26 лет, Gods & dogs создана 12 лет назад. Отсюда и название - "Мосты времени".
- Ваши произведения часто полны любви, чувственности, юморе. Произведения, которые будут показаны в Израиле, тоже касаются этих тем?
- Мои произведения отражают диалог между людьми, и, безусловно, человеческие эмоции всегда находятся в центре моих работ.
- Хотелось бы услышать, что вы думаете по поводу классического балета. Как, по-вашему, классический балет может привлечь молодую аудиторию в наше время?
- Я начал с классического балета, в Праге занимался им в школе Вагановой, изучал именно этот стиль танца. В советское время в Чехословакии сложилась абсурдная ситуация: если вы увлекались классическим балетом, то вас считали коммунистом, но если вас интересовал современный стиль танца, то вы превращались в капиталиста. Меня притягивал именно modern dance, и я искал танцевальные компании, к которым можно присоединиться. По поводу классического балета: он, безусловно, актуален, особенно если режиссеру удается передать те вечные эмоции, которые апеллируют ко всем людям независимо от возраста.
- Мы видим, что в современном танце все больше используются видеоарт и разные эффекты. Как вы думаете, технология вносит изменения в modern dance?
- Технология будет развиваться, но она должна оставаться инструментом, а не основой спектакля. Технология не может заменить мысль хореографа, и зритель это чувствует.
- Расскажите, пожалуйста, над чем вы сейчас работаете?
- В последнее время я увлекся скульптурой и инсталляциями, но пока не могу рассказать, о какой работе идет речь. Параллельно, я занимаюсь созданием фильма и планирую репертуар ансамбля Classical Now из Гааги. Им нравится мой нестандартный подход к музыке, и я с удовольствием участвую в построении их концертов.
- Как раз хотела спросить, как вы выбираете музыку для балетных спектаклей.
- Я всегда выбираю выдающиеся произведения, ищу в них глубину восприятия. Если я открываю для себя что-то новое каждый раз, когда слушаю произведение, значит, оно мне подходит.
- Большая часть вашей карьеры прошла в Западной Европе, а сейчас вы работаете с Национальным балетом в вашем родном городе Праге. В чем отличие вашей деятельности в Западной Европе от Чехии?
- Я работал с Чешским национальным балетом несколько раз, в том числе, и в советское время. Я чувствую их сильное желание пробовать что-то новое и современное. С момента распада Советского союза Национальный балет проделал огромную работу, он очень изменился. А теперь благодаря технологиям и интернету танцор из Праги так же хорошо подкован, как и его коллега в Нью-Йорке или Париже. Я предложил Национальному балету и мои ранние, и более современные работы, и я в восторге от нашего сотрудничества и от его результатов. Я уверен в том, что зрители в Израиле скоро увидят и оценят уровень нашей труппы. Кстати, я очень тепло отношусь к Израилю. В 1973 году я выступал в Тель-Авиве в труппе легендарного Джона Кранко. Позднее я приезжал с компанией NDT из Голландии и сотрудничал со знаменитым израильским хореографом Охадом Нахарином.
- Как вам удается сохранить актуальность ваших произведений, даже если они были созданы много лет назад?
- Я придаю этим работам новое значение, как бы переживая их заново. Когда я работаю с танцорами, я объясняю им то, что хотел выразить, и тогда произведения приобретают новое значение на сцене.
- И наконец, расскажите, пожалуйста, о ваших планах на ближайшее будущее. Чего вам пожелать?
- Пожелайте мне удачи, как всем людям. Я немолодой человек, но продолжаю работать над тем, что мне интересно. Иногда речь идет о небольшом проекте, но я с удовольствием возьмусь за него, если чувствую в нем глубину мысли. Это то, чем я занимался в голландской компании NDT в течение 24 лет, и это - именно то, что интересует меня и сейчас.
С Иржи Килианом беседовала София Нимельштейн
Спектакль Иржи Килиана "Мосты времени" в исполнении Национального балета Чехии будет показан 25-27 ноября в Оперном театре им. Шломо Лахата в Тель-Авиве:
25 ноября, четверг - в 20:00
26 ноября, пятница - в 13:00
27 ноября, суббота - в 16:00 и 20:00
Заказ билетов - в кассе Израильской оперы по телефону: 03-6927777
или в "Браво" на сайте: https://bit.ly/3pb147h
Гастроли Национального балета Чехии в Израиле пройдут при поддержке Чешского культурного центра и авиакомпании Smartwings.