Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Салат

А
А

Акрам Хан борется с хаосом

Что скрывается за загадочным названием "Перехитрить дьявола"? Можно ли танцевать в 68 лет? О талмудическом изречении "Мир - это всего лишь кем-то рассказанная история".

01.12.2021
Источник:salat.zahav.ru
Акрам Хан. Фото: Lisa Stonehouse

Об этом и многом другом рассказывает культовый хореограф Акрам Хан из Лондона, который уже на днях представит на сцене Оперного театра Тель-Авива постановку "Перехитрить дьявола" в исполнении его балетного коллектива Akram Khan Company.

- "Перехитрить дьявола": что скрывается за этим загадочным названием?

- Скрывается то, что на деле известно всем нам: дьявол - внутри нас, дьявол - часть нашего естества. Так уж, мы - люди - устроены. Что такое дьявол? Очень просто: это мы сами и наши попытки контролировать время, перехитрить его. Но перехитрить время, обмануть дьявола - значит обмануть самих себя. Не знаю, успеет ли человечество исправиться до конца времен. Я не просто так обратился к такому древнему сказанию, как эпос о Гильгамеше. Уже тогда, в 18-м веке до нашей эры, в Шумерском царстве, задумывались над вопросами человеческой природы и желанием ее исправить. Но мы - человечество - мало с тех пор продвинулись. Нынешнее поколение - потерянное поколение - как и все поколения, впрочем.

Сцена из балета "Перехитрить дьявола". Фото: пресс-служба "Бимот" / Jean-Louis Frenandeez

- "Перехитрить дьявола" поднимает общественные вопросы. Может даже политические. Каково это - высказывать в танце отношение к политическим процессам? Как это влияет на публику - эмоционально или рассудочно? И влияет ли это на саму политику?

- Вы точно подметили, что спектакль поднимает политические вопросы, а насчет социальных - я бы так не сказал. Может в небольшой степени. Меня интересуют сами люди и сложности человеческого разума. Так что скорее, это балет о наших чувствах, о нашем восприятии, о чувстве собственного достоинства, о нашей жизни и о том, что мы все время забываем... Забываем, что мы всего лишь гости на этой планете. Мой спектакль именно о том, что планета не принадлежит только нам, и что мы плохо с ней обращаемся, о соотношении современного мира и природы на многих уровнях. О том, что все мы умрем раньше, чем закончится существование нашей планеты, но почему-то про это забываем. Забываем, что мы не вечны.

Надеюсь, что я вас не огорчил, я бы не хотел стать мрачным пророком. Все-таки, я в первую очередь создаю балет, рассказываю историю, предлагаю сторителинг через движение - мощное и хрупкое. Я изучал, как вы знаете, катхак и классический балет. Катхак говорит о богах, а современный балет - о людях. В современном танце мы стараемся показать несовершенство - наше, человеческое, мира в целом.

Акрам Хан. Фото: MaxBarnett

- То, что вы говорите, смыкается с талмудическим изречением "Мир - это всего лишь кем-то рассказанная история". Ваш рассказ - динамичный, не застывший, двигающийся по оси времени. В "Перехитрить дьявола" движение направлено в прошлое или в будущее? На сей раз складывается впечатление, что несмотря на отсылки к прошлому - к эпосу о Гильгамеше - мы отправляемся в будущее? Так ли это? И если да - то насколько в далекое будущее?

- Когда делаешь спектакль о прошлом, надо думать о будущем. Я впервые о нем задумался, когда у меня родились дети. Мой спектакль выражает мое крайнее недовольство современным миром. А что такое будущее? Она записано в вашем ipad? А может и "Эпос о Гильгамеше" записан в ipad, но каменном. Когда начинается будущее и кончается прошлое? Будущее придет, когда мы перестанем его ждать. Или оно уже с нами? Дать ответы на эти вопросы я и пытаюсь - но не вербально, а визуально - через движение, и через музыку.

- Ваши балеты, какое бы время они ни описывали - всегда актуальны. В то же время в них много личных мотивов. Вы подвержены влиянию внешнего мира - или вам, в ваших произведениях важен, в первую очередь, ваш внутренний мир?

- Каждый хочет поменять мир, но забывает банальную истину - что менять мир нужно через себя. Об этом напоминают все мировые религии. Я подвержен влиянию аудитории, зрителей, критиков, семьи, моих соавторов, классики, поп-музыки - это влияние внешнего мира, но, в первую очередь, я все-таки передаю свои идеи, свои воззрения, и жду реакции на них, реакции мира внешнего на мир внутренний. Именно в таком порядке, а не наоборот… Я думаю о том, как притянуть и удержать внимание, войти в души зрителей. И сначала я борюсь с хаосом внутри меня, а уже затем с хаосом снаружи.

Сцена из балета "Перехитрить дьявола". Фото: пресс-служба "Бимот" / Jean-Louis Frenandeez

- Вы часто взаимодействуете в ваших постановках с представителями других творческих дисциплин. Например, с актрисой Жюльетт Бинош в спектакле In-I 2008 года, в котором вдвоем станцевали главные партии. Или еще раньше - со скульптором Анишем Капуром. Кто ваш со-творец в "Перехитрить дьявола"?

- Вся моя команда. Я подал идею, но концепция "Перехитрить дьявола" разрабатывалась вместе с драматургом Рут Литтл, сценографом Томом Скаттом и необычайно талантливым композитором Винченцо Ламаньи - со всеми я уже работал прежде. Винченцо Ламанья работал над музыкой, как я над хореографией, - шаг за шагом. Рут Литл помогла выстроить литературную конструкцию спектакля, она постоянно присутствовала при постановке. Вообще все мои соавторы ежедневно работали бок о бок со мной. Включая сценографа. Более того, мы создали две редакции "Перехитрить дьявола" - для мировой премьеры и для эксклюзивного показа на театральном фестивале в Авиньоне во Франции, где действие было привязано к пространству к антуражу Папского дворца в Авиньоне. Без коллаборации такое было бы невозможно. Идею развития концепции в командной работе я перенял еще от Питера Брука, с давних времен, когда участвовал в его "Махабхарате".

- Старшему из ваших артистов 68, самому молодому - 22 года. Как вы репетируете с такой труппой?

- Тело кричит, шепчет, интонирует, источает многообразные эмоции. Я вижу в таком составе силу, потенциал, пластичность и зыбкость, а возраст - это просто цифры. Я не признаю иерархии - ни в работе, ни на сцене, ни в возрасте. Нет артистов, которые выше самого искусства. Расти позволяют не годы возраста, а любопытство и сомнение в самом себе. И, безусловно, нужно пожить, чтобы понять, сымитировать и правильно представить жизнь. Я протанцовываю мои идеи через тела других людей, включая танцоров старшего возраста, которые несут в себе свою долгую историю и сложные переживания. И это делает мои спектакли более универсальными.

Интервью взяла Маша Хинич

Сцена из балета "Перехитрить дьявола". Фото: пресс-служба "Бимот" / Jean-Louis Frenandeez

Читайте также

Akram Khan Company. "Перехитрить дьявола"

Хореограф - Акрам Хан
Драматург - Рут Литтл
Художник по свету - Эйдин Мэлоун
Сценография - Том Скатт

Оригинальная музыка и звуковое оформление - Винченцо Ламанья
Художник по костюмам - Кими Накано
Текст - Джордан Танхил
Совместное производство - Авиньонский фестиваль, Theatre de la Ville Paris, Cedars Wells London, Штутгартский международный танцевальный фестиваль.

Продолжительность балета - 80 минут

Оперный театр имени Шломо Лахата

Пятница, 10.12, в 13:00.
Суббота, 11.12, в 20:00.
Воскресенье, 12.12, 20:00.

Обратите внимание, что по техническим причинам даты представлений сдвинуты на один день. Спектакли пройдут в Тель-Авиве в Оперном театре, с пятницы, 10 декабря по воскресенье, 12 декабря.

Заказ билетов - в кассе Оперного театра по телефону: 03-6927777 или в "Браво"

Посмотреть видео:
https://www.youtube.com/watch?v=HgrwCQg-ZOI
https://www.youtube.com/watch?v=GIUkQFZzcfQ

Официальный сайт Akram Khan Company

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке