Знаменитый греческий хореограф Димитрис Папаиоанну привозит в Израиль свою постановку Transverse Orientation. Мы побеседовали с ним о его творчестве, вдохновении, обнаженной натуре в его спектаклях и о связях хореографа с Израилем.
В зале полная темнота, опоздавшие пробираются на свои места. Сначала ничего не происходит на сцене. В какой-то момент в левой стороне сцены начинает мигать свет, и вокруг него кружат силуэты с головами в виде шаров. Они - как насекомые, которые стремятся к свету. Неслучайно спектакль называется Transverse Orientation ("Поперечная ориентация"). Это оригинальное, смешное, но не совсем понятное начало поведет зрителя к целому ряду других образов: огромный бык, пузыри, фонтан, кирпичная стена, роды, клетки, парадоксальные существа и обнаженная женщина, которая проходит по сцене и исчезает в сюрреалистичном стиле Дэвида Линча. Это не театральное представление и даже не танцевальный спектакль. Трудно передать впечатление от увиденного и те чувства, которые появляются после просмотра. Знаменитый греческий хореограф Димитрис Папаиоанну, создавший это зрелище, охотно побеседовал с журналистами из Израиля в преддверии показа в нашей стране.
Имя Димитриса Папаиоанну (58) широко известно в Греции. Он приобрел мировую известность благодаря режиссуре Открытия Олимпийских игр в Афинах в 2004 году, но в списке его заслуг десятки прославленных работ: "Медея", "Неодушевленная природа", Primal Matter и другие. Несмотря на международную славу, Димитрис взволнован, как будто это первое выступление его компании заграницей.
"После премьеры всегда приходит облегчение", - говорит он после премьеры Transverse Orientation, которая состоялась в Антверпене. Здесь началось турне компании по 60 городам мира, в рамках которого Transverse Orientation состоится в Израиле в конце апреля.
"Я рад тому, что спектакль в Бельгии закончился успешно, без серьезных ошибок и технических проблем. Первый три дня - всегда напряженные". Димитрис говорит о трех днях, потому что это время необходимо для организации сцены: два дня уходят на технические вопросы, и еще один день - на установление освещения. Даже глядя на фото и видео фрагменты спектакля, можно понять, насколько игра света и тени важна для успеха Transverse Orientation.
В спектакле множество световых эффектов, образов, иллюзий, фигур. Присутствует даже вода. Почему вода? Димитрис не может четко объяснить, но говорит, что вода - это интересный элемент, который придает спектаклю натуральность.
Димитрис производит впечатление спокойного и уверенного в себе человека. Несмотря на свой высокий статус, Димитрис терпеливо объясняет свои взгляды на искусство и рассказывает об источниках своего вдохновения. В ходе беседы звучат такие фразы, как "Искусство - это то, что ты способен создать, а не то, что ты мог бы создать", "Я рад, что вы так серьезно относитесь к моему спектаклю".
Димитрис рассказал, как появляются на свет его произведения.
"Я начинаю с любопытства, мы экспериментируем с разными идеями в студии. Я изучал живопись и у меня в голове - энциклопедия истории искусства. Иногда, я замечаю некоторое сходство современной жизни с произведением искусства и пытаюсь выразить его на сцене. Если получается, то я использую этот элемент, если нет, то я перехожу к другим идеям. Есть и определенные мысли о жизненных ситуациях, и я работаю над ними".
И, действительно, в Transverse Orientation есть элементы, которые связаны с историей искусства, греческой мифологией и произведениями живописи разных эпох.
Читайте также
- Леонид Пташка рассказал о друзьях Израиля и какую слушать музыку в наше время
- Новогодний концерт в Герцлии
- Ричард Клайдерман в Израиле - всего один концерт!
- Бельгийский певец Оливье Лоран: песни Жака Бреля можно исполнять только с полной отдачей!
- Трио и три трио... «Трио Ситковецкого» и три трио в Хайфе
"Я создаю своего рода театр без слов, и мне нужны определенные символы, с помощью которых я общаюсь со зрителем", - объясняет Димитрис. "Люди не сразу понимают, что они видят на сцене. Смысл немного ускользает, зритель путешествует со мной в пространстве зала, наша цель не очень понятна, но мы чувствуем, что это путешествие нам интересно и даже волнительно. Общаемся мы с помощью культурных кодов и символов. Эти символы важны мне, они понятны многим без необходимости объяснений".
Димитрис думал о символике и, когда выбирал произведения для музыкального сопровождения спектакля. Саундтрек полностью состоит из произведений композитора Антонио Вивальди. "Я люблю кино, и мой близкий друг режиссер Йоргос Лантимос поставил фильм "Избранная", в котором звучат мелодии Вивальди. Это очень живая музыка, я начал слушать ее все больше и пришел в восторг. Кстати, музыка Вивальди вдохновила и знаменитого греческого композитора Маноса Хаджидакиса, и тут я окончательно понял, почему Вивальди так восхитил меня. Музыка Вивальди очень понятна, и она придает форму моему произведению. Мелодии Вивальди очень позитивно влияют на слушателя. Музыка вообще создает вибрацию, которая сразу попадает в сердце. То есть, я пользуюсь искусством других, чтобы взволновать моего зрителя. Я люблю и работы, в которых мне удается меньше использовать саунд и полностью полагаться на движение танцоров и элементы хореографии". С другой стороны, по словам Димитриса, одна из важных целей Transverse Orientation - это развлечь зрителя, и действительно есть моменты, когда в зале слышны осторожные смешки при виде некоторых образов спектакля.
"Я люблю смешить и люблю юмор, быть смешным и мрачным одновременно, выразить и веселье, и меланхолию. Например, в Англии я показал три работы, и зрителю почувствовали все завуалированные шутки в этих спектаклях. Юмор - это самый быстрый способ общения людей. Я стремлюсь к тому, чтобы мои спектакли были как можно более смешными и развлекательными. Настанет день, когда мне это удастся".
Поговаривают, что Transverse Orientation - это результат отдыха на острове, свободного времени и изоляции во время эпидемии. "Многие так думают из-за постов в Инстаграме, но на самом деле, работа над спектаклем началась в январе 2020". В марте того же года все остановилось, и Димитрис создал другой спектакль под названием "Чернила".
Выступить в родных Афинах артисты не смогли из-за ограничений COVID19. Восемь танцоров - шестеро мужчин и две женщины - репетировали в Афинах, а премьера состоялась прошлой весной в Лионе во Франции.
Кстати, о танцорах. "Они находятся в центре моего внимания, без них ничего бы и не было. Все делается, прежде всего, для них. Цвет их кожи, их присутствие на сцене, их таланты, гибкость - все это и есть секрет успеха. Я выбираю людей, которые вдохновляют меня на новые свершения. Ради них я хочу создать атмосферу, в которой они будут расцветать и прекрасно выглядеть на сцене. Это похоже на влюбленность - стремление сделать все для любимого человека".
Эти слова напомнили нам о характерном примечании к рекламным сообщениям о показах Transverse Orientation: "Шоу содержит полностью обнаженные сцены". Поговорим с Димитрисом и об этом. В спектакле есть немало сцен, в которых танцоры полностью обнажены. В первые минуты это, безусловно, привлекает внимание, однако, могу поспорить, что через пять минут после начала, вы забудете об наготе танцоров.
"Мое отношение к обнаженному телу отличается, скажем, от немецкого взгляда на эту тему. Я не рассматриваю тело как человеческое мясо, для меня оно символизирует любовь к ближнему. Обнаженное тело в спектакле - это художественный прием, эстетическое удовольствие, подтверждение жизненной силы. Правде, я разрушаю мужское тело, потому что чувствую, что имею на это право, но не волнуйтесь, я его воссоздаю в идеальной форме", смеется Димитрис.
Реакция израильской или другой публики на происходящее на сцене, никак не влияет на спектакль.
"Все, что я предлагаю зрителю, никак не связано с политическими или социальными соображениями. Я считаю, что это честно по отношению к зрителям, так как они покупают билет, чтобы увидеть то, что я хочу показать, а не то, что им подходит по моему мнению. Я не занимаюсь рекламой или пропагандой. Я пишу портреты и рисую обнаженное тело для тренировки, и, таким образом, я выражаю свои мысли. Реакция на спектакль, в котором присутствует обнаженное тело - достаточно любопытна. В разных странах и культурах публика реагирует по-разному. Но я могу напомнить, что когда мы заходим в зал античного искусства Греции, то, извините, будет немало обнаженных тел".
Компания Димитриса Папаиоанну выступит в Израиле второй раз. 22 года назад в Иерусалиме и в Тель-Авиве прошли спектакли "Медея".
"Резонанс "Медеи" был очень сильным, - вспоминает Димитрис с гордостью, - Я был очень польщен. После выступления оказалось, что один молодой человек был настолько впечатлен спектаклем, что стал танцором и приехал в Афины, чтобы добровольно участвовать в Открытии Олимпийских игр в 2004 году. Я принял его в труппу в качестве розового Эроса".
Израильская Опера. Оперный театр имени Шломо Лахата в Тель-Авиве
Пятница, 29 апреля, 13:00
Суббота, 30 апреля, 20:00
Воскресенье, 1 мая, 20:00
Понедельник, 2 мая, 20:00
Заказ билетов в кассе Оперного театра Тель-Авива 03-6927777 или в кассе "Браво"