Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Стена с оживающими фотографиями

Смотрите "Идеальный жених Рохале". В этом спектакле есть живая интонация и хорошие актеры.

08.07.2022
Фото: Алексей С. Железнов

В театре "Идишпиль" - новый спектакль. Известная в Израиле пьеса нашей серьезной драматургессы Савьон Либрехт "Рохале выходит замуж" зазвучала на идише. Изменилось и название - теперь история о том, как прошлое столкнулось с настоящим, как старшая дочка Шлойме, прошедшего войну, Освенцим, гибель младшего брата, привела в дом совсем не того избранника, - стала называться "Идеальный жених Рохале".

Чем же не подходит жених, этот тихий и вроде незлобивый Ареле? Отчего Шлойме в ужасе отшатывается, увидев его? Выясняется, что он - племянник надзирателя, того самого, кто стал причиной казни Хаймке, брата Шлойме. Хаймке - мальчик, которого повесили в лагере за кражу хлеба. За день до его бар-мицвы…

Отец кричит Рохале, что он не даст благословения. Ни за что! Рохале и Ареле опечалены. Потом выясняется¸ что у близкого друга отца, Сташека, был роман с мамой Рохале. И именно Рохале стала свидетельницей их свидания. И долгие годы страдала, тяготилась эти знанием, была обижена на мать и друга семьи за предательство… А Сташек уехал в Америку, чтобы быть подальше от друга и от любимой. И каждый год присылал подарки Рохале и ее младшей сестре Лее, Леяле. У которой личная жизнь не очень удачно сложилась: она рано вышла замуж, родила сына - а потом развелась и пребывает в поиске новой любви.
На роль Шлойме театр пригласил знаменитого актера Эли Горенштейна. И это сделало довольно банальную историю серьезным театральным высказыванием.

Немного скрасило ходульность материала, его излишний беспочвенный пафос и некоторую нелогичность. Эли Горенштейн, с его прекрасным, густым баритональным тембром голоса, с его внешностью и харизмой, царит на сцене. Он оправдывает замысел автора, простенькую концепцию режиссуры Йонатана Этеркина.

Скандал вокруг замужества не очень юной (под сорок!) Рохале выглядит, мягко говоря, неоправданным. В силу актерских особенностей, неравновесия творческих сил, различия градусов темперамента участников конфликта, от начала и до конца сопереживаешь отцу.

Горенштейн - Шлойме так ярко, отчаянно, эффективно ведет свою линию, что он симпатичен и убедителен даже в этой преувеличенной грозе. Рохале - анемичная, безжизненная, депрессивная. Актриса Шариэль Юсеф проводит свою роль несколько монотонно и скучно. Начинаешь думать, что дело не в любви, которая незаметна вовсе, а в усталости, разочарованности, стремлении просто свить гнездо, найти покой - и больше не слышать сетований отца на то, что она все еще одинока. Возможно, такова была и задумка режиссера.

То же самое можно сказать про Ареле. О женихе, который стал причиной конфликта. Он - типичный холостяк со стажем, без огня и динамики, не очень обаятельный. Романтизма и темперамента - ну почти совсем нет. Тусклый. И как она решается за него выходить?..

Другое дело Лея. Младшая сестра. Ее играет Хен Бар. Не то, чтобы драматургически, литературно этот персонаж убеждал и увлекал, - но актрисе удается быть немного эксцентричной, немного забавной. Кокетливой. Сквозь неумелое заигрывание с Ареле, сквозь желание выглядеть уверенной и притягательной, можно различить жизненную силу и неукротимую, неубитую женственность… Она смешная и обаятельная, звонкая, эта Лея. Ее сценический образ привлекает и запоминается…

Друга Шлойме, одинокого и не слишком преуспевшего Сташека, играет Исраэль Трайстман. Он очень мил. Всю жизнь посвятил сохранению тайны своей любви. Хотя не очень понятно, да и не слишком убедительно то, что побег и душевные муки, вызванные нежеланием и дальше ранить девочку Рохале, ставшую свидетельницей материнской измены, - таким громом и бурей прогрохотали над жизнью Сташека. Актер так мягко, серьезно и человечно существует в спектакле, что нескладности и неровности драматургической истории не слишком заметны.

Сценограф Александра Недри организовала на сцене красивый уютный дом отца, и крошку-магазинчик Леи, и несколько казенную комнату жениха. Интересный штрих - оживающие фотографии. Они меняют свою композицию. Дают новые акценты. Влияют на зрительское настроение.

Читайте также

Миша Чернявский, легендарный художник по свету, который слит, спаян с этим театром душой и судьбой, поставил смысловые точки органично¸ мудро. Убрать свет из этого спектакля, сделать светопартитуру иной - и все станет плоским и ходульным. Органика "Идишпиля", его нарядный образ, его нежная природа - заслуга, в очень большой степени, Миши Чернявского…

В итоге Рохале вышла замуж. Отец смирился. В странной, короткой, жесткой сцене друзья, Шлойме и Сташек¸ вспоминают, что они убили злодея-капо, и им тяжело и неприятно, что такое в их жизни было.

Спектакль сыгран. Прошел. Публика вышла из зала в ночь. Хорошо, что "Идишпиль" есть, жив. Проблемы и находки, открытия и поиски этого театра не завершаются. Что ж, время покажет, что с ним будет дальше. Смотрите "Идеальный жених Рохале". В этом спектакле есть живая интонация и хорошие актеры.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке