В этот вечер я смотрела на игру людей, которые понимают и ценят игру. Людей, которые не работают в театре, не знают интриг, драм, разочарований, которыми сопровождается, не может не сопровождаться сложная актерская профессия. Это был иной театр. Театр актеров¸ которые трудятся в самых разных офисах, на самых разных поприщах, а для себя, для души - играют.
Да не смутит читателя этих скромных заметок такое частое упоминание слова "игра". Игра - это серьезнейшее дело. Именно ее, и счастье мудро развлекаться и развлекать, я видела воочию в "Театрон Холон", в теплый, разодетый в огни и подсвеченный огромным прожектором полной луны вечер. На сцене шла жизнь, война, со сцены сообщалось о противостоянии Афин и Спарты, о глупой, бесчеловечной, бессмысленной бойне, и - о весьма эксцентричном способе, который нашли женщины, чтобы добиться от мужчин заключения мира.
Пьеса "Лисистрата" написана так давно, что стала почти легендой, мифом. Грек Аристофан писал на злобу дня, занимался актуальными темами, его принципы и находки на много лет вперед определили творческие маршруты многих комедиографов. Израильтянка Анат Гов, деятельная и творческая, написала парафраз на тему "Лисистраты". Назвала ее "Лисистрата-2000", и постаралась еще раз обратить внимание зрителей и общества на бездарную, бесчеловечную практику решать конфликты, убивая друг друга. В любой стране - к сожалению! - эта тема сегодня звучит остро, своевременно. Понятно, что театр и драматургия мало влияют на политиков и политику. Одна надежда¸ что многие умные люди насмотрятся, начитаются правильных текстов - и пойдут другой дорогой. Так или иначе, искусство пока живет, его не убили глупые постановления, тупые министры и необходимость перенаправить средства всех государств Земли на военные нужды.
Итак, я сидела в зале "Театрон Холон", смотрела спектакль, который его создатель, режиссер Евгений Фалевич назвал "Женский бунт онлайн". А Аристофан и Анат Гов, такие веселые и одновременно глубоко серьезные, да и вся атмосфера в мире, который то надевает маски, то трясется, как в лихорадке, от военных операций, - очень способствуют постановке именно этой пьесы. И в рамках прекрасного проекта, который называется "Хайдак Бама" ("Микроб сцены" - самый лучший микроб, согласитесь!), актеры-любители играют про мятеж женщин, которых возглавила прекрасная и инициативная Лисистрата.
Общеизвестно, что театр, как и всякое другое искусство, начинался с игры. Со свободного времяпровождения. С нежелания жить скучно и монотонно. Для этого и картинки выцарапывались на стенах пещеры, и пляски вокруг костра стихийно возникали. В своих играх люди не забывали и богов, хотя - если вдуматься! - не очень-то они, эти люди, своих божеств почитали. Молитвы до одури¸ обряды¸ даже жертвы - это да, а истинное исполнение предписаний, жизнь без лжи и насилия, нравственная, разумная - с этим сложнее.
В спектакле "Женский бунт онлайн" многие серьезные вещи воспринимаются сквозь юмор. Есть фривольные шутки, которые вполне эстетичны. Есть заводная музыка в стиле "сиртаки", остроумно придуманные костюмы (творческий голос, фантазия и понимание скромного бюджета - заслуга Людмилы Фалевич). И точный, качественный поток акцентов светопартитуры (художник Инна Малкин). Облик, настроение, актуальный посыл создают и подчеркивают декорации, придуманные художником Александром Авраамом. Эти покачнувшиеся колонны, надписи на ступеньках к храму, перевернутая пушка в интерьере - все работает на смысл, на результат.
Читайте также
…"Идет война". Страшно, кромешно и до боли обыденно звучат два этих слова. Афины воюют со Спартой - хотя на место этих двух враждующих сторон можно поставить любые другие. Идет комедия. И смех в зале звучит часто. Смешная ситуация: женщины решили лишить мужчин своей любви, близости, секса. Чтобы прекратить войну, которую развязывают мужчины.
Образ страшноватого и смехотворного командира, который каждый раз, в каждом новом эпизоде возникает все более израненный, искалеченный, словно символ военной мясорубки - это уже серьезно. Реплики про то, что Афины - оплот демократии, тоже весьма символичны.
Печаль и комизм ситуации для женщин заключается в том, что они - наказывая мужчин - и сами теряют вкус к жизни и ее радости. Парадокс, кошмар в том, что войну, - эту гидру, эту машину смерти, - не остановить такими методами. Теми, о которых написали-рассказали Аристофан и его последователи. Но намеки, шутки, человечные аргументы так важны, так хороши, что мы смеемся, сбрасываем с души груз, мы киваем: все верно, хорошо бы перестать решать конфликты путем смертоубийства…
Актеры-любители играют радостно, щедро, взволнованно. Очень стараются. Творят и от всего сердца передают свои эмоции зрителям. Не теряют темпоритма. Они так решительно серьезны, так по-детски простодушны, что им даже завидуешь. Ими восхищаешься. И восхищения, без сомнения, достоин режиссер Евгений Фалевич, талантливый педагог, строитель особого театра, советчик. Партнер и стратег в Игре.
В финале спектакля счастливо примирившиеся герои застывают с мобильными телефонами. Все они уже поговорили с близкими - с детьми, с друзьями. И застыли. В вечном ожидании новостей. Знакомо, правда?
Хобби - это когда никаких разочарований. Хобби - это чистое золото удачно потраченного времени. Театр - игра чистая и разумная. Когда она оказывается хобби - ее свет и разум бесценны. Удачи всем, кого поразил и благословил "хайдак бама". Поистине чудесный микроб.