Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Салат

А
А

Призрак опера: кто и как "отменяет" российскую культуру

Даже некоторые молчащие вступились за Ахеджакову. Но история с Лилией Меджидовной не единична.

22.02.2023
Источник:Детали
Символ Z, установленный на театре Олега Табакова, которым руководит Владимир Машков. Фото: Getty Images / Konstantin Zavrazhin

Пару дней назад говорила с Лией Ахеджаковой, которую "Современник" снял с роли в спектакле "Игра в джин". "Ну, что я вам могу сказать? С одной стороны, это все ужасно… А с другой - столько звонков, столько слов поддержки я не получала никогда. Передайте привет моим израильтянам".

Даже некоторые молчащие вступились за Ахеджакову. Но тем отвратительнее было, когда в ответ на слова поддержки, с которым выступила Барбара Брыльска, некая думская депутатка Ольга Занко предложила стереть уже саму Брыльску из фильма "Ирония судьбы".

История с Лилией Меджидовной не единична. Травля началась, вероятно, с премьеры спектакля "Первый хлеб". "Ветераны России" сочли профессиональную деятельность Ахеджаковой неуважением к российскому обществу и глумлением над памятью о Великой Отечественной войне. Плюс пропаганда ЛГБТ, далее по списку. "Офицеры России" их поддержали. Сложно сказать, что и от кого защищал родившийся в 1979 году председатель "Ветераны России" Ильдар Резяпов, но возглавляемое им движение обратилось с открытым письмом к художественному руководителю театра с требованием текст пьесы изменить, а Ахеджакову звания народной артистки РФ лишить.

В том спектакле героиня Ахеджаковой, старая женщина (в афише написано "немного юродивая"), обращается к праху условного ветерана с жестким антивоенным монологом. Суть его понятна однозначно.

Все это происходит в 2021 году. Ахеджакову тогда, как она сама говорит, в театр возили прямо к запасному выходу, чтобы не нарваться на провокации гопников. Провокаций было много: приходили в театр с венками "хороним "Современник", угрожали актрисе - в общем, было, чего опасаться… Теперь российская власть довершила начатое.

Ахеджакова такая, конечно, не одна.

Депутат Хинштейн и слово из трех букв

Юлия Ауг, актриса и режиссер, в начале апреля 2022 года поставила в Эстонии спектакль "Х… войне". Материал взят из ее переписки с украинскими друзьями. После чего эстонский Союз матерей школьников обратился к эстонскому же министру культуры с требованием закрыть спектакль. Формальным поводом было слово из трех букв в его названии. Министр ответил матерям, что цензуру вводить не будет. Тогда матери обратились к актрисе Марии Шукшиной, которая, в свою очередь, написала депутату российской Государственной думы Александру Хинштейну, да еще и у себя в телеграм-канале опубликовала призыв единомышленникам прийти на спектакль с участием Ауг в "Электротеатре Станиславский" и высказать все, что о ней думают.

Вслед за этим посыпались угрозы разобраться с Юлией Ауг лично. Она, естественно, нервничала. Отыграла спектакль, следующий должен был состояться 20 апреля. Но 20-го утром выяснилось, что спектакля не будет - механизм запустил депутат Хинштейн, который в своем телеграм-канале опубликовал список претензий к ней. А 21 апреля спектакль с Ауг отменил уже Театр на Таганке: в "Инстаграме" его руководителя Ирины Апексимовой стоит картинка "Своих не бросаем".

"Театры России хотят заставить присягнуть zлу"

Еще одной сакральной жертвой стал режиссер Никита Бетехтин. Далее цитирую по его телеграм-каналу "Режусыр":

"24 февраля я просто открыл глаза, и из них потекли слезы. Я не боюсь слез, в эти дни они были мне нужны…

Еще месяц ушел на то, чтобы найти новый смысл, новую цель. Чем я могу быть полезным стороне света? Как я могу помочь в борьбе со злом? Я поймал новый поток, когда почувствовал, что театры России хотят заставить присягнуть zлу.

Я и мои единомышленники стали бороться с буквами Z на фасадах театров. Мы раскачали театральное сообщество, рискуя собственной репутацией и карьерами. Общими усилиями нам удалось остановить постыдный "флешмоб". Но, согласно третьему закону Ньютона, "любому действию всегда есть противодействие". Режим тоже включил доступные для него механизмы: мои спектакли стали отменять по звонку из департамента культуры, мое имя - снимать с афиш идущих спектаклей, а ко мне по адресу регистрации пришла полиция".

Бетехтин успел составить список зигующих театров, актеров и режиссеров. Среди них, безусловно, есть те, кого наклонили и заставили. В частности, мы ничего не знаем о том, при каких обстоятельствах войну поддержал находящийся в заключении Михаил Ефремов. Хотя трудно сказать, насколько сама информация достоверна: некое российское издание, напечатавшее ее, цитирует (и у меня есть сомнения) адвоката, который в свою очередь (и у меня снова сомнения) цитирует якобы Ефремова…

"Электротеатр Станиславский" отменил спектакль Бетехтина "Роналду никогда не догонит мою бабушку", Центр имени Мейерхольда - "Рождество", а страница режиссера и страница спектакля с сайта Центра были удалены. Никита Бетехтин уехал. Потом пошли доносы на него в разные места - в Сибирский федеральный университет, где он читал онлайн-курс, в Госдуму и прочая.

"Желаю поражения российской армии"

Михаил Дурненков - драматург, сценарист, педагог. Более двадцати пьес, переведенных на разные языки, масса спектаклей по всему миру, лауреат "Золотой маски". После начала войны подписал антивоенное обращение артистов. Затем написал в "Фейсбуке": "Желаю полного и сокрушительного поражения российской армии".

В ответ председатель российского Союза театральных деятелей Александр Калягин потребовал исключить Дурненкова. Но в Союз пошло письмо 124 театральных деятелей в защиту драматурга. И его не исключили, а из секретариата он вышел сам.

Школа-студия МХАТ разорвала контракт с преподавателем драматургии Дурненковым, а заодно и с его женой Ксенией Перетрухиной. Педагог тогда заявил, что все понимает: на школе-студии ответственность за множество людей.

Потом сняли все спектакли по пьесам Дурненкова. В сентябре на него завели уголовное дело о "дискредитации российской армии".

Читайте также

И другие

За свою антивоенную позицию в России лишены права на профессию режиссеры Александр Молочников, Дмитрий Волкострелов и Дмитрий Крымов, Женя Беркович и Всеволод Лисовский, драматурги Сергей Давыдов, Иван Вырыпаев, композитор Александр Маноцков, актеры Александр Филиппенко и Александр Феклистов… Мы не сможем перечислить всех, подверженных репрессиям.

После вторжения концерты Дианы Арбениной стали отменять за сказанное ею еще в 2014 году - то есть мониторили восьмилетней давности соцсети. Сейчас и вовсе поводы искать перестали.

Музейные экспозиции, литература, кино - все под колпаком. Нет ни одного значимого мероприятия или проекта, который нельзя было бы уничтожить по причине инакомыслия.

Внутренняя цензура включилась уже давно. Шельмование недавних кумиров за предательство - дело рядовое. Коллеги говорят и пишут возмущенные филиппики, стараясь отождествлять российскую агрессию против Украины с защитой советского народа от гитлеровцев. Среди них много тех, кого я знаю лично. Дико хочется постучать пальцем по лбу и спросить: "Ты серьезно?!" Но страшно услышать встречное: "С вами говорит автоответчик".

Закончу цитатой из уже упомянутого Никиты Бетехтина:

"Русская культура отменяет саму себя своим молчанием, малодушием и страхом. Никогда не будет ничего, если общество будет поощрять насилие и отказываться защищать людей, которые против этого насилия борются".

P. S.

Материал уже был закончен, когда пришла новость от Юлии Ауг: спектакль "Эйнштейн и Маргарита", в котором играют Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков, не сыгран 14 февраля на сцене театра-фестиваля "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге. Об отмене спектакля зрители узнали за полчаса до его начала.

Ксения Раппопорт публично поддерживала Лию Ахеджакову и неоднократно - иных сограждан, становившихся жертвами политических репрессий в сегодняшней России. Серебряков своей антивоенной позицией известен давно, и с момента его возвращения в Россию в 2021 году, его не раз преследовали за это "патриоты".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке